воскресенье, 28 апреля 2013 г.

Час быка



Если роман «Туманность Андромеды» - это утопия, то роман «Час быка» - это уникальный синтез утопии и антиутопии в одной книге. Ефремов на фоне угнетающей человека общественно-политической среды планеты Торманс изобразил идеальных людей планеты «Земля». Этим самым он еще изысканнее показал тот диалектический диссонанс, который присущ реальному миру. Читая роман "Час быка" ты хочешь стать одним из жителей коммунистической Земли будущего (разделив с ними всю полноту чувства созидания, общественного единства, торжества справедливости, практичности науки, бесконечного процесса самосовершенствования) и в то же время, ты понимаешь, насколько не реально этого достигнуть на планете Торманс, где господствуют: страх, эгоизм, узкость мышления, закомплексованность неполноценных людей и, вытекающая из этой закомплексованности злоба,  а также множество других пороков, присущих человеческому существу.
В данной книги Иван Антонович поднял огромнейшее количество социально-общественных вопросов, начиная от необходимых факторов для развития полноценной личности и заканчивая первоочередной целью науки и искусства в нашей жизни. «Час быка» - это предпоследнее произведение автора, которое он окончил за четыре года до своей смерти (1972г.) Соответственно, в нем в полной мере отображено мировоззрение писателя, основанное на накопленном жизненном опыте, его философские концепции тщательно отшлифованы.
Знаете, ведь чувство ущербности очень сильно бьет по психологии человека, и является одним из основополагающих (вместе со страхом)  в деструктивных процессах личности. Поэтому, жители Торманса ничтожны в своем развитии по сравнению с Землянами. Однако, в последних главах романа Ефремов вводит целый спектр положительных персонажей из Тормансиан (юная Сю Те, полюбившаяся астронавигатору,  предводитель банды подростков Ян Боз, инженер Таэль, скульптор и многие другие). Более того, автор сосредотачивает наше внимание на том, что такие прекрасные личности могли родиться в столь аморальной, деградирующей среде, даже, не смотря на ужасное воспитание и отсутствие образования. Тем самым Ефремов дает понять, что по своей природе в человеке больше положительных качеств, нежели отрицательных, что стремление к добру и созиданию – это неотъемлемая черта любого нормального человека, однако в процессе его формирования, как личности, деструктивная внешняя среда играет не менее важную роль, поэтому-то на Тормансе так много людей с патологическими отклонениями.
Однако, Ефремов идет дальше, чем некоторые великие писатели, защищающие добродетель. Он вводит в область морали третий закон Ньютона, который гласит о том, что на любое действие – найдется противодействие. Таким образом, Ефремов призывает нас с вами (добрых людей) не терпеть удары зла, а защищаться, и более того, давать сдачи, при этом такую порцию, чтоб в следующий раз человек с патологией (настроенный на разрушение, а не на созидание) задумался о том, стоит ли нас добрых трогать. И в этом я абсолютно согласен с Иваном Антоновичем.
"Третий закон Ньютона они уже постигли на опыте. И жаль, что в этом обществе он не осуществляется при индивидуальном насилии. Вся их жизнь была бы куда счастливее и проще…
– Так вот зачем оружие!
– Именно!
– Но если его получают все?
– Ничего. Каждый будет знать, что рискует головой, и двадцать раз подумает, прежде чем затевать насилие. А если подумает, то вряд ли совершит".

Конечно же не мог Ефремов закончить свой роман ничем другим, кроме как победы справедливости и разума на планете Торманс. И пусть мы на это смотрим сквозь розовые очки, искривив губы в легкой иронической улыбке, однако, друзья, не будем забывать про реальность того диалектического процесса, который происходит с нашим человечеством. И кто бы какие контраргументы не предъявлял, но на сегодняшнем этапе развития общества понятия свободы, личности, уважения и любви (для широких масс, а не отдельных философов) развиты намного сильнее, чем тысячу лет назад. Мы в процессе постоянного развития. Я, как и Ефремов, верю в то, что когда-нибудь тот общественный строй, который нынче считается утопическим, станет реальным!      
Я очень кратко поделился своим восторгом от книги. Думаю, что в данном случае лучше сосредоточиться на цитатах из романа "Час быка". Прочитайте их обязательно, ибо истина в них заложена.  

Цитаты из книги:
... отравленное лживыми идеями общество, где ценность отдельного человека ничтожна и его жизнь без колебания приносится в жертву чему угодно – государственному устройству, деньгам, производственному процессу, наконец, любой войне по любому поводу.

В плохо устроенном обществе человек или должен развивать в себе крепкую, бесстрашную психику, служащую самозащитой, или, что бывает гораздо чаще, надеяться только на внешнюю опору – бога. Если нет бога, то возникала вера в сверхлюдей, с той же потребностью преклонения перед солнцеподобными вождями, всемогущими государями. Те, кто играл эту роль, обычно темные политиканы, могли дать человечеству только фашизм и ничего более.

Больше всего сентиментальных книг об ущербных и несчастных людях и, как антитеза к ним, о неслыханно удачливых героях и красавицах было создано в неустойчивое, тревожное время Эры разрозненного мира. Тогда люди, предчувствуя неизбежность грозных потрясений в жизни человечества, были рады каждому произведению искусства, которое могло дать драгоценное чувство хотя бы временной безопасности: «Пусть это случается с другими, но не со мной».

От суммы пережитых миллионов лет инфернальных страданий, накопленных в генной памяти, всегда возможно появление людей с архаическим пониманием доблести, с диким стремлением к власти над людьми, возвышению себя через унижение других. Одна бешеная собака может искусать и подвергнуть смертельной опасности сотни людей. Так и человек с искривленной психологией в силах причинить в добром, ничего не подозревающем окружении ужасные бедствия, пока мир, давно забывший о прежних социальных опасностях, сумеет изолировать и трансформировать его.

Капитализм заинтересован в техническом образовании и поддерживает проповедь религиозной морали. Муравьиный лжесоциализм, наоборот, тщательно искореняет религию, не заинтересован в высоком уровне образования, а лишь в том минимуме, какой необходим, чтобы массы послушно воспринимали «великие» идеи владык – для этого надо, чтобы люди не понимали, где закон, а где беззаконие, не представляли последствий своих поступков и полностью теряли индивидуальность, становясь частицами слаженной машины угнетения и произвола.

Погоня за абсолютным – одна из самых тяжких ошибок человека. Получается односторонность, то есть полуправда, а она хуже, чем прямая ложь, та обманет меньшее число людей и не страшна для человека знающего.

Вы открываете таимую в глубине неполноценность – мать всякой жестокости. Когда приходят к власти люди с таким комплексом, они начинают сеять вокруг себя озлобление и унижение, и оно расходится, подобно кругам по воде, вместо примера доблести и служения человеку.

Не обманывайте себя, – негромко сказала она, – вы, бесспорно, красивы, но прекраснее всех быть не можете, как и никто во вселенной. Оттенки красоты бесконечно различны – в этом богатство мира.

В городе шума гораздо больше. Во дворце не слышно, а удобство других им безразлично. Слуги владык никого не боятся, если угодны своим господам.
– Тогда они их очень плохо воспитывают!
– А зачем? И что вы понимаете под этим словом?
– Прежде всего умение сдерживать себя, не мешать другим людям. В этом единственная возможность сделать совместную жизнь хорошей для всех без исключения.
– И вы достигли такого на Земле?
– Гораздо большего. Высших ступеней восприятия и самодисциплины, когда думаешь прежде о другом, потом о себе.
– Это невозможно!
– Это достигнуто уже тысячелетия назад.
– Значит, и у вас не всегда было так?
– Конечно. Человек преодолел бесчисленные препятствия. Но самым трудным и главным было преодоление самого себя не для единиц, а для всей массы. А потом все стало просто. Понимать людей и помогать им принесло ощущение собственной значимости, для чего не требуется ни особенного таланта, ни исключительной интеллектуальности, следовательно, это и есть дорога наибольшего числа людей. Они почувствовали, как становятся все более чуткими, искусными и широкими, с громадным преимуществом перед узкими интеллектуалами, хотя бы и самыми умными.

– Цирцея – великолепный миф незапамятных времен, возникший еще от матриархальных божеств о сексуальной магии богини в зависимости от уровня эротического устремления: или вниз – к свинству, или вверх – к богине. Он почти всегда истолковывался неправильно. Красота и желание женщин вызывают свинство лишь в психике тех, кто не поднялся в своих сексуальных чувствах выше животного. Женщины в прежние времена лишь очень редко понимали пути борьбы с сексуальной дикостью мужчины, и те, кто это знал, считались Цирцеями. Встреча с Цирцеей была пробным камнем для всякого мужчины, чтобы узнать, человек ли он в Эросе. Сексуальная магия действует лишь на низкий уровень восприятия Красоты и Эроса. Хотите попробовать? – предложила Родис и, неописуемо преобразившись, устремила на владыку взгляд широко открытых повелительных глаз, надменно изогнув свой царственно прямой стан.
  
А из чего оно складывается, ваше счастье?
– Из удобной, спокойной и свободной жизни, с одной стороны. А также из строжайшей самодисциплины, вечной неудовлетворенности, стремления украсить жизнь, расширить познание, раздвинуть пределы мира.
– Но это же противоречит одно другому!
– Напротив, это диалектическое единство, и, следовательно, в нем заключено развитие!

Подлинная борьба за здоровье потомства и чистоту восприятия началась, когда мы поставили учителей и врачей выше всех других профессий на Земле. Ввели диалектическое воспитание. С одной стороны, строго дисциплинированное, коллективное, с другой – мягко индивидуальное. Люди поняли, что нельзя ни на ступеньку спускаться с уже достигнутого уровня воспитания, знания, здоровья, что бы ни случилось. Только вверх, дальше, вперед, ценой даже серьезных материальных ограничений.

Диалектический парадокс заключается в том, что для построения коммунистического общества необходимо развитие индивидуальности, но не индивидуализма каждого человека. Пусть будет место для духовных конфликтов, неудовлетворенности, желания улучшить мир. Между «я» и обществом должна оставаться грань. Если она сотрется, то получится толпа, адаптированная масса, отстающая от прогресса тем сильнее, чем больше ее адаптация.

Вы повторяете ошибку психологов ЭРМ, в том числе и знаменитого тогда Фрейда. Они принимали динамику психических процессов за статику, считая постоянными, раз навсегда «отлитыми» особые сущности вроде «либидо» или «ментальности». На самом деле реально существуют лишь импульсные вспышки, которые легко координировать воспитанием и упражнением. Когда поняли эту простую вещь, начался поворот от психологии собственника и эгоиста капиталистического общества к коммунистическому сознанию. Неожиданно оказалось, что высокий уровень воспитания творит чудеса в душах людей и в устройстве общества. Пошла триггерная реакция – лавина добра, любви, самодисциплины и заботы, сразу же поднявшая и производительные силы. Люди могли бы предвидеть свой взлет, если бы вдумались, как сильны непередаваемо прекрасные предчувствия юности – доказательство врожденной красоты чувств, – которую мы носим в себе.

Наши ученые и мой Кин Рух были совершенно правы, – подумала Родис, – говоря об умножении инферно, раз нет выхода для нижних слоев пирамиды. Она должна быть разрушена! Но ведь пирамида – самая устойчивая из всех построек! Устранение верхушки ничего не решает: на месте убранных сейчас же возникнет новая вершина из нижележащего слоя. У пирамиды надо развалить основание, а для этого необходимо дать нужную информацию этому основанию.

В ее внутреннем мире, очевидно, господствовали равновесие и умение быстро восстановить в себе покой. Качества, возможные лишь при избытке психологической крепости и воли.

Чудовищная невоспитанность детей никого не смущала. Даже у взрослых считалось чуть ли не позором оказать помощь больному или пожилому, проявить уважение к старости, уступить в чем-либо другому человеку. Не сразу поняла Чеди, что не особая испорченность тормансиан, а распространенные психологические комплексы униженности и неполноценности были тут виной. Возрастание этих комплексов в мире абсолютной власти шло сразу в двух направлениях, захватывая все большее число людей и все сильнее завладевая каждым в отдельности.

Когда-то борющиеся стороны были связаны определенными морально-религиозными основами и цели были – внедрить свои верования, организацию общества и правила жизни. А теперь борьба за власть совсем упустила из виду человека. Все можно, власть позволена кому угодно – кто сумеет возвыситься. Эти гнусные методы всепозволения внедрились везде и применяются в семье и научной лаборатории, в театре и магазине, не говоря уже об органах власти. И полностью утрачены честь и достоинство человека, ставшие теперь мишенью для уничтожения.

Важно, чтобы искусство несло утешение, а не развлечение, увлекало на подвиг, а не давало снотворное, не занималось исканием дешевого рая, не превращалось в наркотик.

Многие наши предки думали, что человек будущего станет тонким, хрупким и нежным. Прозрачным цветком на гибком стебельке.
– Вот-вот, вы угадали, даже говорите теми же словами! – вскричал скульптор.
– А чем жить, преодолевая, борясь с жизнью и одновременно радуясь ей? За счет машины? Какая же это жизнь? Чтоб стать матерью, я должна по сложению быть амфорой мыслящей жизни, иначе я искалечу ребенка. Чтобы вынести нагрузку трудных дел, ибо только в них живешь полно, мы должны быть сильными, особенно наши мужчины. Чтобы воспринимать мир во всей его красочности и глубине, надо обладать острыми чувствами.

Три шага к настоящему обществу: закон, истинное общественное мнение и вера людей в себя!

Мы вернулись к очень древней мудрости, высказанной еще в индийском эпосе «Махабхарата» несколько тысяч лет назад. Герой Арджуна говорит: «Противоречивыми словами ты меня сбиваешь с толку. Говори лишь о том, чем я могу достигнуть Блага!»

Отсутствие благодарности ко всему исходит из сознания: «Мир – для меня» – и является главной ошибкой в воспитании детей. Зато человек из зависти старается вредить своему ближнему, а этот «ближний» приучен мстить во всей силе своего скотского комплекса неполноценности.

Достаток делает людей щедрее и ласковее, но когда будущее не обещает ничего, кроме низкого уровня жизни, приходит всеобщее озлобление.

Ни малейшей тревоги о будущем, кроме естественной заботы о порученном деле, кроме желания стать лучше, смелее, сильнее, успеть сделать как можно больше на общую пользу. Гордая радость помогать, помогать без конца всем и каждому, некогда возможная только для сказочных халифов арабских преданий, совсем забытая в ЭРМ, а теперь доступная каждому. Привычка опираться на такую же всеобщую поддержку и внимание. Возможность обратиться к любому человеку мира, которую сдерживала только сильно развитая деликатность, говорить с кем угодно, просить любой помощи. Чувствовать вокруг себя добрую направленность мыслей и чувств, знать об изощренной проницательности и насквозь видящем взаимопонимании людей. Мирные скитания в периоды отдыха по бесконечно разнообразной Земле, и всюду желание поделиться всем с тобой: радостью, знанием, искусством, силой…

Комментариев нет:

Отправить комментарий