четверг, 4 апреля 2013 г.

Чехов



Вчера случилась возможность перечитать некоторые повести и рассказы Чехова. Знаете, я рад, что решил вернуться к этому автору на зрелом этапе своих взглядов на жизнь. Так как читая его рассказы в юношеском возрасте, не находил в них ничего особенного. Они мне казались чересчур обыкновенными житейскими историями (о мальчике, который шантажировал свою сестру, о чиновниках, унижающихся перед начальством, о выпившем человеке, беседовавшем с дворовым псом, о докторах и больницах, и о многом другом), которыми Чехов решил поделиться с нами то ли от скуки, то ли от желания высмеять наши глупые предрассудки.
Сегодня же вам могу сказать следующее: "Невозможно полностью осознать красоту в простоте, не пройдя через запутанные лабиринты разума в поисках вечных законов. Чем больше ты блуждаешь по этому философскому лабиринту, тем яснее понимаешь, что возвращаешься к отправным простым истинам, и более того, находишь красоту в этих истинах, и постепенно начинаешь любить жизнь, не требуя обоснованных причин для этого!"  
В чем же я для себя нашел ценность творчества Чехова? Антон Павлович ввел очень важный образ героя в своих произведениях, который до него так открыто не критиковался. Это образ человека, который боится жить (безусловно, негативный персонаж). С самой практической стороны жизни этот образ наиболее ярко раскрыт в повести "Человек в футляре". Аллегория с гробом, как идеальном футляре для человека, ищущего спокойствия, уединения и размеренности, имеет наибольшую степень убеждения в ошибочности такого образа жизни, какой вёл "антропос" Беликов. Со стороны любви и боязни проявления своих чувств этот образ отображается в Алёхине (раccказ "О любви"), который осознает свою ошибку слишком поздно. "Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе". В философском же смысле данный образ гениально раскрыт в повести "Палата №6" (в тех двух тоненьких сборниках произведений Антона Павловича, которые я вчера прочел, эта повесть, по моему мнению, - самая сильная как в литературном, так и в философском плане. Кстати, мне еще очень понравился рассказ "Скрипка Ротшильда"). В диалоге между Иваном Дмитриевичем (больной из палаты №6)  и Андреем Ефимовичем (доктор, впоследствии пациент зловещей палаты №6) раскрывается взгляд Чехова на извечную философскую проблему борьбы материализма и идеализма. Я не отвлекаюсь на ряд других важнейших вопросов, которые поднимаются в повести, например, таких как приспособленческая двойная мораль общества, ибо другие вопросы были и до Чехова раскрыты в полной мере. Но вот именно образ человека, боящегося жить, поэтому пытающегося убежать в миры своих грез (не важно каких, они могут быть даже самими чистыми, в настолько белых одеждах среди небесных ангелов, что никакой "Ариель" не отстирает те пятна грязи на этих сияющих чистотой накидках, в которую можно вляпаться на Земле, если спустится на нее с этих небес), ярко описан Чеховым, при этом не просто показана проблема, а автор демонстрирует свое негативное отношение к этому вопросу.  По-моему, Антон Павлович пытается примерить эти два крайние философские направления. Я тоже считаю, что в этом есть необходимая потребность. Ведь не чувствовать жизни, не восхищаться ею, можно только перестав быть человеком. "Чтобы презирать страдание, быть всегда довольным и ничему не удивляться, нужно дойти вот до этакого состояния, - и Иван Дмитриевич указал на толстого, заплывшего жиром мужика, - или же закалить себя страданиями до такой степени, чтобы потерять всякую чувствительность к ним, то есть, другими словами, перестать жить".
В общем, у Чехова есть еще много других поучительных рассказов, сквозь которые пробивается ироническая усмешка автора. Мне кажется, что Антон Павлович имел великолепное чувство юмора, и с ним невозможно было соскучиться.     
Читайте Чехова! Любите жизнь! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий