Вчера случилась возможность перечитать
некоторые повести и рассказы Чехова. Знаете, я рад, что решил вернуться к этому
автору на зрелом этапе своих взглядов на жизнь. Так как читая его рассказы в
юношеском возрасте, не находил в них ничего особенного. Они мне казались чересчур
обыкновенными житейскими историями (о мальчике, который шантажировал свою
сестру, о чиновниках, унижающихся перед начальством, о выпившем человеке,
беседовавшем с дворовым псом, о докторах и больницах, и о многом другом),
которыми Чехов решил поделиться с нами то ли от скуки, то ли от желания высмеять
наши глупые предрассудки.
Сегодня же вам могу сказать
следующее: "Невозможно полностью осознать красоту в простоте, не пройдя
через запутанные лабиринты разума в поисках вечных законов. Чем больше ты
блуждаешь по этому философскому лабиринту, тем яснее понимаешь, что
возвращаешься к отправным простым истинам, и более того, находишь красоту в
этих истинах, и постепенно начинаешь любить жизнь, не требуя обоснованных причин
для этого!"
В чем же я для себя нашел
ценность творчества Чехова? Антон Павлович ввел очень важный образ героя в своих
произведениях, который до него так открыто не критиковался. Это образ человека, который боится жить (безусловно, негативный
персонаж). С самой практической стороны жизни этот образ наиболее ярко раскрыт
в повести "Человек в футляре". Аллегория с гробом, как идеальном
футляре для человека, ищущего спокойствия, уединения и размеренности, имеет
наибольшую степень убеждения в ошибочности такого образа жизни, какой вёл
"антропос" Беликов. Со стороны любви и боязни проявления своих чувств
этот образ отображается в Алёхине (раccказ "О любви"), который
осознает свою ошибку слишком поздно. "Я понял, что когда любишь, то в
своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного,
чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не
нужно рассуждать вовсе". В философском же смысле данный образ гениально
раскрыт в повести "Палата №6" (в тех двух тоненьких сборниках
произведений Антона Павловича, которые я вчера прочел, эта повесть, по моему
мнению, - самая сильная как в литературном, так и в философском плане. Кстати,
мне еще очень понравился рассказ "Скрипка Ротшильда"). В диалоге
между Иваном Дмитриевичем (больной из палаты №6) и Андреем Ефимовичем (доктор, впоследствии пациент
зловещей палаты №6) раскрывается взгляд Чехова на извечную философскую проблему
борьбы материализма и идеализма. Я не отвлекаюсь на ряд других важнейших
вопросов, которые поднимаются в повести, например, таких как приспособленческая
двойная мораль общества, ибо другие вопросы были и до Чехова раскрыты в полной
мере. Но вот именно образ человека, боящегося жить, поэтому пытающегося убежать
в миры своих грез (не важно каких, они могут быть даже самими чистыми, в
настолько белых одеждах среди небесных ангелов, что никакой "Ариель"
не отстирает те пятна грязи на этих сияющих чистотой накидках, в которую можно вляпаться на Земле, если спустится
на нее с этих небес), ярко описан Чеховым, при этом не просто показана
проблема, а автор демонстрирует свое негативное отношение к этому вопросу. По-моему, Антон Павлович пытается примерить
эти два крайние философские направления. Я тоже считаю, что в этом есть
необходимая потребность. Ведь не чувствовать жизни, не восхищаться ею, можно
только перестав быть человеком. "Чтобы презирать страдание, быть всегда
довольным и ничему не удивляться, нужно дойти вот до этакого состояния, - и
Иван Дмитриевич указал на толстого, заплывшего жиром мужика, - или же закалить
себя страданиями до такой степени, чтобы потерять всякую чувствительность к
ним, то есть, другими словами, перестать жить".
В общем, у Чехова есть еще много
других поучительных рассказов, сквозь которые пробивается ироническая усмешка
автора. Мне кажется, что Антон Павлович имел великолепное чувство юмора, и с
ним невозможно было соскучиться.
Читайте Чехова! Любите жизнь!
Комментариев нет:
Отправить комментарий