Да... эту книгу я прочитал третьей, и скажу, что
она кардинально разнится с книгами "Эры Великого Кольца". Наверное,
этот роман можно было отнести к жанру научной фантастики, лишь, в далекие шестидесятые. Потому что лично я не
увидел ничего фантастического в этом произведении Ефремова. Я бы назвал эту
книгу - приключенческий роман, наполненный философствованием
ученого-материалиста, осознавшего ограниченность позиции абсолютного
материализма, но не имевшего возможность открыто об этом заявить, даже, в художественной
литературе (не говоря уже о научной) во времена тоталитарного правления КПСС.
О главной идее романа мы
поговорим немного позже. Начнем наше постепенное движение от простого к
сложному.
У меня сложилось такое впечатление, что я читал не
один роман, а - целых три, которые в концовке произведения умело были заплетены
в косу в руку толщиной, как у красавицы Тиллотамы. Сюжетные линии можно
разделить на "советскую",
"итальянскую" и "индийскую". При этом итальянская линия
наиболее "экшиновая" (здесь я нарочно использовал чужеродное слово,
так как, считаю, что данная часть книги написана в духе голливудского
кинематографа. Она, практически, лишена глубоких философских размышлений и
научных лекций), захватывает своими невероятными морскими приключениями к
берегам Африки, в погоне за алмазами. Красота, молодость и авантюризм
итальянцев не может равнодушно восприниматься людьми, наслаждающимися жизнью. Индийская
линия наиболее романтична (до той поры, пока она не переплетается с советской,
так как тогда, уже, начинается попытка синтезировать на основе диалектики
научный материализм с индуисткой философией). Скульптор Даярама Рамамурти занят
поисками абсолютной красоты, и как бы не были бесконечно-прекрасны горы Тибета,
в полной степени красота для него открывается в красавице Тиллотаме, в его
любви к ней. Как раз посредством Тиллотамы, автор нам пытается показать то
противоречие в красоте, укоренившееся в наши дни. У современного поколения
изувеченное восприятие красоты, пошлое, вульгарное, управляемое древними
животными инстинктами. Такому искалеченному понятию красоты противоречит не
только идеалистическое мировосприятие (в котором дух побеждает материю), но
даже материализм с его эволюционным подходом, который как раз Ефремов
использовал в своей книге для рационалистического объяснения красоты. Привожу один из примеров такого
рационалистического подхода: «Что вы можете сказать, кроме того, что каблуки
удлиняют ногу и делают маленькую женщину выше? Но ведь и высокие выглядят лучше
на каблуках. Почему же так важно это удлинение ног? Не просто удлинение, а
изменение пропорции ноги — вот в чем суть каблука. Удлиняется голень, которая
становится значительно длиннее бедра. Такое соотношение голени и бедра есть
приспособление к бегу, быстрому, легкому и долгому, то есть успешной охоте. ...
Наше эстетическое восприятие каблука доказывает, что мы происходим от древних
бегунов и охотников, обитателей скал, — это подсознательное воспоминание о
совершенстве в беге.» Данный взгляд в романе высказывает врач Гирин (психофизиолог,
хирург, ученый-энциклопедист). Как раз его мировоззрение и его отношения с
девушкой Симой (спортсменкой, комсомолкой и просто красавицей) представляют
"советскую линию" романа, и именно эта часть укомплектована
множеством научных фактов и рассуждений по их поводу, которые раскрываются в
ненавязчивых лекциях Ивана Гирина.
Соединяются эти линии вокруг древнего артефакта
эпохи Александра Македонского, "черной короны". Легенда гласит, что
Александр, вторгшись в Индию, нашёл храм, в котором находилась эта корона, и,
надев царское украшение себе на голову, Македонский забыл о том, зачем он
пришел в Индию.
Я долго не мог понять, в чем смысл романа, в чем
задумка автора. Не мог же Ефремов ради того, чтоб в очередной раз восторгаться
логической цепочкой процесса эволюции, выдумать захватывающие
международные приключения своих героев. Да
и понятие красоты им уже неоднократно затрагивалось в предыдущих трудах. С
какой целью написана толстенная книга в 700 страниц? (В наше время "Ю-тьюба"
найдется ничтожная горстка смельчаков среди молодого поколения, которая смогла
бы осилить данный труд, усердно сдобренный научно-философскими рассуждениями.
Буду искренне рад, если ошибаюсь в данном предположении).
Последняя часть книги расставила всё на свои
места. Теперь стало абсолютно прозрачным понимание необходимости переплетения
советской и индийской линий. Все эти рассуждения, приключения и переживания
героев на протяжении романа - это создаваемый автором фундамент для "моста
Ашвинов" (так называется заключительная глава книги). Это переход от абсолютного материализма к
"духовному материализму" (не уверен, имеет ли право на жизнь такое
понятие, но как назвать по-другому, не знаю. Может быть, "ноосферный
материализм", учитывая неоднократное упоминание о Вернадском и его учении),
который маскирует в своем романе великий (для меня уже однозначно) советский
писатель. Вы представляете, что бы стало с Ефремовым если бы он рискнул свою
новаторскую концепцию в области генетики (науке капитализма!!! - по мнению
владык партии) опубликовать не в запутанном литературном сюжете, испещренном
метафорами, эпитетами и мифами древних народов, а в открытой научной статье???
Я вам отвечу - десять лет лагерей, как минимум! (Извините, я совсем на секунду
отвлекусь на замечание по поводу некоторых
"поверхностных" читателей. Встречал десятки отзывов людей, в которых
говорится по поводу коммунистической ангажированности автора, желания Ефремова угодить советской власти и прочих ложных мыслях. Меня просто шокируют такие мнения. Как же
можно не видеть дальше своего носа? В
общем, коммунистические взгляды Ефремова и их двусмысленность будут раскрыть
мною в отдельной статье).
Возвращаемся к мосту Ашвинов.
Почему Ефремов осознал необходимость в постройке данного моста? Потому что в
ходе своей диалектики Иван Антонович приходит к тому, что знания тысяч
поколений не просто накапливаются в ноосфере, а передаются на генном уровне. Он
доказывает существование генетической памяти. При этом не той памяти, что
воссоздает клетку, то есть, материю, а той, что делает бессмертным дух (словами
материалиста - сознание). То есть, самые яркие образы (которые имели наибольший
эмоциональный всплеск) в жизни человека записываются в генной памяти, и
передаются следующему поколению. Проблема, лишь, в том (по мнению Ефремова),
что мы, пока еще, не знаем, как получить доступ к этой памяти. Но когда наука
найдет такой способ - тогда человек станет БЕССМЕРТНЫМ. Он вспомнит все свои
перевоплощения. Удивляетесь, сможет ли выдержать такую нагрузку наше сознание?
Сможет, мозг работает в 5% своей силы. Может быть, оставшийся запас прочности,
как раз, именно, для такого случая?
"Итак, если когда-нибудь у
моего потомка в результате неизвестно каких воздействий (гипноз? особые
вещества? техника концентрации на внутреннем мире, родственная йоговской?)
пробудятся слои генной памяти, по какой-то причине (которую еще предстоит
исследовать) заторможенной у обычного человека, то тогда этот мой потомок будет
воспринимать СЕБЯ КАК МЕНЯ или МЕНЯ КАК СЕБЯ. Аналогично тому, как я ощущаю
единство себя сегодняшнего с собой вчерашним (то есть до перерыва, вызванного
состоянием сна)".*
Таким образом, Ефремов с научной точки зрения объяснил
философию индуизма с ее реинкарнацией и Кармой. Он построил мост Ашвинов, и как
только он это сделал, он ушел от абсолютного материализма.
Также автор, размышляя на страницах романа о
разнообразных философских проблемах, вводит образ "лезвия", по грани
которого идет человек, стремящийся к познанию. Баланс должен быть во всём, и
особенно в развитии духа и материи, развитие одного в ущерб другого - это
ложный путь. Ефремов восторгается эллинами, целью жизни которых и стал поиск
меры, "золотого сечения".
Напоследок еще раз пропою дифирамбы этому
замечательному роману. Его необходимо прочесть каждому человеку, заинтересованному
в совершенствовании себя, как личности.
По ссылке ниже можно посмотреть фотографии людей, которые послужили прототипами некоторых героев романа:
* Евгений Беляков
Цитаты из романа:
Три кита современной нашей общественной жизни: зависть, болтовня во
всех ее видах и покупка бесчисленных вещей.
О нет, нет! – страстно возразила Сандра. – Там на улицах –
бешенство автомобилей, и мне кажется, что все они дышат злобой к пешеходам, а
пешеходы злятся на них. В спешке суетятся толпы безыменные и безликие, огромные
дома набиты людьми, скученными в низких душных комнатах, согнувшимися над
столами и станками в монотонной и нудной работе. А вечером начнется погоня за
развлечениями, раздастся грохот воющей и стучащей ритмической музыки, призраки
кино, экраны телевизоров, сочащиеся голубым ядом. И выпивка за выпивкой, сотни
тысяч людей пропитаны алкоголем, умеряющим нервный спазм нетерпения, ожидания
чего-то лучшего, что не приходит, да и не может прийти. И незаметно жизнь
ухудшается и нищает, человек, стремящийся к успеху, видит, что он обманут.
Квартира, которую он ждал несколько лет, оказывается дешевой клетушкой,
заработок по-прежнему не обеспечивает исполнения даже скромных желаний, дети
становятся не радостью и опорой, а обузой и обидой. И тогда перед человеком
встает колоссальный вопросительный знак – зачем?
Как судить только от себя, со своей стороны, если все в мире имеет две?
Даже в самом названии Шамбала не подразумевается никакая страна. Шамба
или Чамба – одно из главных воплощений Будды, «ла» – перевал. Значит, эта
мнимая страна – перевал Будды, иными словами – восхождение, совершенствование.
Настолько высокое, что достигший его более не возвращается в круговорот
рождений и смертей, не спускается в нижний мир. Потому Шамбала – понятие
философское – не существует для вашего мира, и тысячелетия ее поисков были
напрасны.
Преступление ваше и вам подобных – в спекуляции на самом лучшем в жизни
– на красоте, которая облагораживает и возвышает нас, людей, украшает нашу
далеко не веселую жизнь. А вы, вместо того чтобы учить понимать и ценить ее,
учите, как втаптывать ее в грязь, как видеть за ней лишь животные чувства самца
и самки. Великие боги! Красота – это средство, данное человеку, чтобы
возвыситься и отойти от животного, цель, куда стремиться в жизни. А вы
пользуетесь ею по изученным вами законам, не возвышая, а принижая и деморализуя
людей. Да вы хуже, чем политики! Те лгут и обманывают нас словами, выворачивая
все понятия долга, чести, свободы и права на пользу своей группировки, так что
у обыкновенного человека голова идет кругом. Убедившись в обмане, он перестает
верить словам. Но слова – еще полбеды. Вы подрываете веру в красоту, а это
страшная беда для будущего, для тех, кто пойдет по жизни уже смолоду
отравленным вашими змеиными произведениями!
Потому что, погрузившись в чувства, развивая и утончая их до крайних
пределов остроты, надо остаться господином над ними. Иначе безумие, разложение
и развал души. Надо пройти по лезвию меча над пропастью, наполненной грозными
призраками!
Им теперь не были страшны терзания «нижней» души – близость шла не
через первобытную тьму, а по светлому лезвию ножа над всеми пропастями сердца,
поднималась торжествующим цветком любви над темным и могучим естеством Земли. На художника будто повеяло дыханием безбрежного океана вечности. Он
понял, что в этой безвременной дали – только любовь и знание, только радостное
и доброе, только чистое и светлое. Все остальное не уносится вперед,
продолжаясь в вечности, а осаждается в лоне мутной жизни, как в темных, полных
тлена, тихих заливах моря.
Миллионы лет, кальпу за кальпой, океан слепой, бессмысленной жизни
плещется по лицу Земли и бог знает еще скольких миров. Сотни тысяч лет
существования полузверей-полулюдей продолжалось немое кипение страстей и темных
мыслей, без возврата назад, без восхождения ввысь и вперед. Так и шли – не связанные
с прошлым, не думая о будущем, исчезая в настоящем, как листок в порыве ветра.
Но надо было совладать с тьмой в душе, пробиться сквозь нее, как это пришлось и
ему в новую эпоху могущества человека, все еще находящегося в плену старой
злобы.
Тама, не бойся их. Гуру учил меня, что если в душе человека нет того,
что горит, влечет и тревожит, то ему бесполезно говорить об этом. Ничего из
ничего не пробудится. Все слова и объяснения падают в пустоту, в провал души, и
он не изменится до следующих воплощений. Надо говорить с теми, в ком есть
непробужденное богатство, – тогда придет отклик. Подумай, прошли
тысячелетия, а они, вот эти, не прибавили ничего к древнему пониманию красоты и
страсти, не осветили эти тайные глубины огнем подлинного знания. Проповедуемое
ими искусство дает нам все оттенки мелких чувствований, которые рождаются по
пустякам и умирают в непонимании законов любви и красоты. Кто бы они ни были,
ты не слушай их. Их мнимое знание – на деле позорная слепота прошлого,
родившаяся в душной и тесной жизни, рабски склонившейся перед опасностью и
трудами познания!
В очень древние времена египтяне, а позднее индийцы уже знали о сложном
устройстве и глубине человеческой психики, чему мы, европейцы, до сей поры не
можем научиться, даже в двадцатом веке, когда Фрейд опримитивизировал психику
человека, придав ей плоскую конструкцию из инстинктов моллюска.
Противно, до чего обидчивы и сентиментальны такие молодцы. А за
обидчивостью кроется сознание собственной неполноценности, за
сентиментальностью – жестокость.
Важнейший критерий нормальности – общественное поведение человека. Все
нарушения естественной дисциплины, которую требует от человека совместная жизнь
с другими людьми, искривления и искажения добрых, товарищеских и заботливых
отношений, вероятно, обязаны каким-то психическим дефектам, подлежащим
исследованию. Я говорю, естественно, не о случайных промахах поведения, а
систематически повторяющихся поступках.
Жестокие и деспотичные родители, скверное окружение порождают людей с
параноидальным уклоном – подозрительных, агрессивных и жестоких. Такие же люди
в массе появляются в деспотических условиях государственного управления, с
террором и несправедливостью.
Психологический провал современной цивилизации – бесцельная, ничем не
заполненная праздность. А заполнить ее надо воспитанием детей и
самовоспитанием. Большая проблема жизни – держать человека в алертном
состоянии, собранным физически и духовно. Для этого нужно, чтобы у него была
цель, большая, хорошая.
Пора понять глубочайшую ошибку, совершаемую всеми родителями во всем
мире, когда они прилагают все усилия, жертвуют собой, надрываясь, чтобы
обеспечить своим детям спокойную жизнь и материальное обеспечение. Вместо того
чтобы закалить их, научить жизни, а не заслонять от нее! Умные люди понимают,
что никакие дачи, мебели, машины и капиталы ничего не дают, если нет человека,
если он не воспитан стойким, любознательным, активным деятелем жизни, любви,
знания, если он не идет по жизни сам, создает ее сам, не существуя ни за чей
счет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий