В девятой главе романа Веда Конг
и Эдва Наль отправляются в школу третьего цикла, в которой учится дочка
последней. В огромном круглом зале,
собравшем население всего школьного городка, Эдва дает напутствующее слово молодому
поколению. По-моему, именно эта речь наиболее точно описывает те мысли и
чувства, которые Иван Ефремов хотел передать своей книгой.
Вас с детства учат диалектической философии, когда-то в секретных
книгах античной древности называвшейся "Тайной Двойного". Считалось, что ее
могуществом могут владеть
лишь "посвященные" -
сильные, умственно и морально высокие люди. Теперь вы с юности понимаете
мир через законы диалектики, и ее могучая сила служит каждому. Вы пришли
в жизнь в хорошо устроенном обществе,
созданном поколениями миллиардов
известных тружеников и
борцов за лучшую жизнь.
Воспитание нового человека - это тонкая работа с
индивидуальным анализом и очень осторожным подходом. Безвозвратно прошло
время, когда общество
удовлетворялось кое-как, случайно
воспитанными людьми,
недостатки которых оправдывались наследственностью, врожденной природой человека. Теперь каждый дурно воспитанный человек -
укор для всего общества, тягостная ошибка большого коллектива людей.
Но вам, еще не освободившимся от
возрастного эгоцентризма и переоценки своего "я", следует ясно представить, как много зависит
от вас самих, насколько вы сами - творцы
своей свободы и интереса своей
жизни. Выбор путей у вас очень
широк, но эта свобода выбора вместе с
тем и
полная ответственность за
выбор. Давно исчезли
мечты некультурного человека о
возвращении к дикой
природе, о свободе первобытных
обществ и отношений. Перед человечеством, объединившим колоссальные массы
людей, стоял реальный выбор: или подчинить себя общественной дисциплине, долгому воспитанию и обучению, или погибнуть
- других путей для
того, чтобы прожить на нашей
планете, хотя ее природа довольно
щедра, нет! Горе-философы, мечтавшие о возвращении назад, к
первобытной природе, не
понимали и не
любили природу по-настоящему, иначе
они знали бы
ее беспощадную жестокость
и неизбежное уничтожение всего, не подчинившегося ее законам.
Перед человеком нового общества встала
неизбежная необходимость
дисциплины желаний, воли
и мысли. Этот путь воспитания ума и воли теперь так же
обязателен для каждого из нас, как и воспитание
тела. Изучение законов природы
и общества, его экономики
заменило личное желание на осмысленное
знание. Когда мы
говорим: "Хочу", - мы
подразумеваем: "Знаю, что так можно".
Еще тысячелетия тому назад
древние эллины говорили:
метрон - аристон, то
есть самое высшее - это мера. И
мы продолжаем говорить, что основа культуры - это понимание меры во всем. С
возрастанием уровня культуры
ослабевало стремление к грубому счастью собственности, жадному количественному увеличению обладания, быстро притупляющемуся и
оставляющему темную неудовлетворенность. Мы учим вас гораздо
большему счастью отказа,
счастью помощи другому, истинной
радости работы, зажигающей
душу. Мы помогали вам освободиться от
власти мелких стремлений и мелких
вещей и перенести свои радости и огорчения в высшую
область - творчество.
Забота о физическом воспитании, чистая, правильная жизнь десятков
поколений избавили вас
от третьего страшного
врага человеческой психики -
равнодушия пустой и ленивой души. Заряженные
энергией, с уравновешенной, здоровой
психикой, в которой
в силу естественного соотношения эмоций больше доброты, чем зла,
вы вступаете в мир на
работу. Чем лучше будете вы, тем лучше и
выше будет все общество, ибо тут взаимная зависимость. Вы создадите
высокую духовную среду
как составляющие частицы общества,
и оно возвысит вас самих. Общественная среда - самый важный фактор для
воспитания и учения
человека. Ныне человек
воспитывается и учится всю жизнь, и
восхождение общества идет быстро.
Когда-то люди называли
мечтами стремление к познанию
действительности мира. Вы будете так
мечтать всю жизнь
и будете радостны в познании,
движении, в борьбе и труде. Не обращайте внимания на спады после взлетов
души, потому что это
такие же закономерные повороты спирали
движения, как и
во всей остальной
материи.
Действительность свободы сурова,
но вы подготовлены к ней дисциплиной вашего воспитания и учения. Поэтому вам,
сознающим ответственность, дозволены все те перемены деятельности, которые и
составляют личное счастье. Мечты
о тихой бездеятельности рая не
оправдались историей, ибо они противны
природе человека-борца. Были и остались
свои трудности для каждой
эпохи, но счастьем для всего
человечества стало неуклонное и быстрое восхождение ко все большей высоте
знания и чувств, науки и искусства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий