Сомнение в
хороших качествах человека породило неверие в его способности и силы, а неверие
это привело к тягостному пессимизму, опасению, что человек не выдержит бешеного
темпа цивилизации и сорвется в пропасть. И опять в основе – незнание биологии и
психофизиологии, невежество в истории развития животных и становления мыслящего
существа. Чем больше мы познаем всю величайшую сложность нашего организма, тем
яснее громаднейшие резервы и самые неожиданные возможности, в нем заложенные.
Даже если бы мы не достигли современных высот биологии, можно было почерпнуть
эту уверенность просто из истории и наблюдений в современном мире. Надо было
только отрешиться от нелепого предрассудка, худшего, чем суеверия, мнимо
принимаемого за научный скепсис, а на деле являющегося тем же невежеством.
С усложнением жизни и общества –
простые и ясные цели прошлого для отдельного человека все более отдаляются и
растворяются в этой сложности. Вот почему современным людям уже просто нельзя
быть необразованными. Теряется связь явлений и необходимых действий человека
как члена общества.
Мы попросту отвергли известные
возможности индийских йогов из страха, что они могут быть сочтены
сверхъестественными. Тем самым мы отказались от научного объяснения этих
фактов, предоставив их истолкование верующим в чудеса идеалистам. На самом деле
есть реальные возможности для человека настолько замедлить биение своего
сердца, что он окажется в состоянии пробыть долго под землей с минимумом
дыхания. Один мой товарищ, офицер Советской Армии, обладал такой врожденной
способностью. Он замедлял при мне удары сердца до двадцати в минуту и говорил,
что мог бы совсем остановить сердце, но боится потерять сознание и умереть. Я
объяснил ему, что некоторые люди в германских концлагерях, доведенные до
отчаяния пытками, постигали искусство замедления сердца, заставляя себя
безболезненно и быстро умирать. Известно, что тибетские монахи подолгу стоят
голыми в морозные ночи, притом смачивая себя еще водой. Индийские йоги,
наоборот, спасаются от жары, внушая себе видения прохладных горных рек и
покрытых снегом вершин Гималаев.
Известно, что люди микенской и
критской эпох ходили в очень легких одеждах, а их женщины заслужили прозвище
«батилколпос» (глубокогрудые) по одежде с таким вырезом спереди, который
оставлял обнаженными обе груди. Спартанцам вообще было запрещено до старости
ходить в теплой одежде, а только в льняной зимой и летом. Женщины и девушки
ходили в хитонах, не сшитых по бокам, почему и прозывались у афинян
«файномерес» – показывающими бедра. Ходить с обнаженными боками в не слишком-то
мягкую зиму Греции – это была такая серьезная закалка, что спартанки
действительно не боялись холода, а их густые волосы вошли в поговорку. Примеров
благотворного влияния суровой закалки известно много, но в последнее время мы
как-то забыли про них, так же как и о том, что человеку вообще свойственна
гораздо большая физическая сила и выносливость, чем та, какую мы сейчас
привыкли считать нормой.
Дервиши секты «Рифа-и» в Каире,
последователи «святого» Сади, устраивают иногда представление, именуемое
«досех».
Глава секты проезжает на
колеснице по распростертым телам своих дервишей, не причиняя им вреда.
Совершенно очевидно, что здесь нет никакого чуда. Особая гимнастика и
дыхательные упражнения так развивают лестничные мышцы ребер, легкие и брюшной
пресс этих людей, что они без всякого вреда могут выдерживать вес, непостижимый
для обычного, тем более ослабленного городской цивилизацией европейца. Я сам по
системе Мюллера развивал специально брюшные мышцы, и, – Гирин оглядел
комнату, – здесь нет ничего такого, что я не смог бы выдержать на своем
животе. А те греческие юноши, которые послужили моделями для известных статуй
Лисиппа и Поликлета «Апоксиомен» и «Дорифор», могли бы спокойно лечь под
трехтонный автомобиль, если не под пятитонку.
Когда мышцы хорошо развиты, а
кожа крепка и упруга от физических упражнений на открытом воздухе и купаний, то
человеку доступны и другие «чудеса», вроде лежания на гвоздях и ножах. Он может
кататься по битым стеклам так, что они хрустят и ломаются, а кожа остается
неповрежденной.
Нормальная крепость зубов
человека сейчас может показаться небылицей, но я сам видел в деревне, как
сминали зубами толстые медные монеты или носили в зубах швейные машины за
тонкий и гладкий вертикальный шпенек для катушки, так, что на крепкой стали
оставались вмятины. Нечего и говорить, что не всякая лошадь сравняется в
выносливости с человеком. Я встречал людей, как, без сомнения, и
вы, геологи, для которых пройти километров девяносто в сутки не составляло
ничего сверхъестественного, хотя путь пролегал по горным таежным тропам. Давно
известно, что воины зулусов в Африке соперничали с лучшими лошадьми в беге на
дальние расстояния.
В Японии самураи издавна
развивали особую технику борьбы без оружия. Ребром ладони они ломают твердые
доски или позвоночник человека и даже могут снести ему череп.
Я уже не говорю о «чудесах», всем
вам известных, просто потому, что мы к ним привыкли и они вовсе не кажутся нам
сверхъестественными.
Но разве цирковые артисты не
показывают нам поразительнейшие примеры равновесия, точности расчета,
феноменального владения всеми мышцами тела? Разве только что проделанное перед
нами на экране Серафимой Юрьевной не является таким же чудом без чуда,
великолепным совершенством человеческого тела?
Помню, в тридцатых годах мы все
были поражены подвигом американского зоолога Биба, опустившегося в батисфере на
глубину полумили. Жутко было читать подробности спуска в черную бездну. Как
трещал и скрипел стальной трос под тяжестью массивного шара, как угрожала
смертью малейшая неплотность кварцевых окон, как за этими окнами виделся
устрашающий, недоступный человеку мир глубин океана!
А теперь становится реальностью
спуск человека без всякой батисферы и даже без скафандра на такую же и еще
большую глубину – с аквалангом! Надо только подобрать подходящую смесь газов
вместо азота воздуха. Дальше – больше. Все чаще у современных детей и молодых
людей появляется так называемое шестое чувство – возможность различать цвета и
читать пальцами, даже не прикасаясь к написанному или нарисованному. Видите,
возможности человека все более расширяются, чем больше он познает самого себя!
Известно ли вам, что тигр или лев
развивают в момент прыжка до пятидесяти лошадиных сил, перенося крупную добычу
через высокую загородку? Между тем размеры мускулов этих кошек вовсе не так уж
велики, и секрет их огромной силы в той нервно-гормональной регулировке,
которая позволяет им брать от мышц полную отдачу. Человек обладает не менее
могучей нервной системой и тоже может брать от своего тела очень высокую
отдачу, но этому надо учиться тренировкой и упражнениями. Мы, жители города, боимся
простой собаки, в то время как наш дикий предок мог справиться в одиночку с
несколькими большими псами. Среди африканских охотников известны многие случаи
единоборства с леопардами, когда могучие представители человеческого рода,
подобно Мцыри, одолевали страшных кошек голыми руками. Чарльз Коттэр, один из
знаменитых охотников Восточной Африки, справился с двумя одновременно напавшими
на него леопардами, придушил обоих и, перевязав раны, продолжал охоту.
Итак, огромны, почти невероятны
возможности человека как в духовном, так и в физическом отношении, и нет
никаких оснований печалиться о его будущем, если мы сумеем сохранить и развить
равновесие нашей психики и телесной силы!
Физическое совершенство, здоровье
и сила и есть красота. Всякое развитие в этом направлении, если оно не узко, а
многосторонне, неминуемо ведет к украшению человека. Не надо опасаться трудных
условий жизни – если они не чрезмерны, с достаточным питанием и здоровой
обстановкой, то они служат выковыванию красивого и здорового человека. Можно
сказать, что на грани между суровыми и благоприятными условиями вырабатывается
физическое совершенство.
Подобно этому, совершенство
психическое находится на грани между противоположными действиями и побуждениями
– это психическая уравновешенность.
Нормальная, «благородная» психика
всегда будет избирать и чувствовать тот верный путь, необходимый в обществе
высшего типа, которое не может состоять ни из фанатиков, ни из обывателей.
Работать, но так, чтобы не забывать о всех других своих обязанностях как
гражданина, воспитателя детей и самого себя. Общество очень сложный организм,
оно должно состоять из всесторонне развитых, многогранных людей – отсюда
обязательная многосторонность психики.
Без разносторонних интересов
человек быстро сделается равнодушным ко всему эгоистом. Это страшное равнодушие
было известно еще в Древнем Риме под греческим названием «ацедия». Оно
распространяется сейчас в разных странах и очень вредно для любого общества,
что же говорить о нашем!
Комментариев нет:
Отправить комментарий