четверг, 5 сентября 2013 г.

Портрет для Третьякова

Павел Третьяков, известный московский собиратель картин, очень хотел, чтобы в его галерее были представлены портреты знаменитых писателей его времени, выполненные кистью русских художников. У него уже были портреты Достоевского, Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, а Льва Толстого не было. И Третьяков просил художника Крамского поехать в Ясную Поляну.  "Прошу вас, - говорил Третьяков, - сделайте одолжение для меня, употребите все ваше могущество, чтобы добыть портрет".
Крамской поехал в Ясную Поляну. Это было осенью 1873 года. Как раз в эти дни Толстой работал над "Анной Карениной". Ему ни с кем не хотелось видеться и разговаривать. "Я как запертая мельница" - сказал он о себе в письме к одному из своих знакомых. Крамской не застал Толстого дома. Художнику сказали, что Лев Николаевич куда-то отлучился. Крамской пошел его разыскивать. Он спросил у работника, рубившего дрова:
- Не знаешь, ли, голубчик, где Лев Николаевич?
Работник выпрямился, взглянул на него внимательно и ответил:
- А вам он зачем? Это я и есть.
Так произошла встреча Крамского с Толстым. Сначала литератор отказывался позировать художнику. Но Крамской "употребил всё свое могущество" и все же уговорил его. И начались сеансы в яснополянском доме. Крамской работал сразу на двух холстах. Один портрет предназначался для семьи Толстого, а другой - для Третьяковской галереи.
"У нас теперь всякий день бывает художник живописец Крамской, - сообщала жена литератора своей сестре в письме, - и пишет два Лёвочкиных портрета масляными красками... замечательно похожи, смотреть страшно даже".
Многое поразило Крамского в облике и образе мыслей Толстого. Перед ним был уже не тот человек, который написал когда-то "Детство", "Казаков" и "Войну и мир". Художник почувствовал, что в Толстом происходит какая-то важная перемена. И ему удалось схватить выражение и общую атмосферу того времени, когда Толстой начинал работу над своим современным романом. В письме к Репину Крамской рассказывал о своих впечатлениях: "А граф Толстой, которого я писал, интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и, признаюсь, всё время был в возбужденном состоянии. На гения смахивает..."
Что касается Льва Николаевича, то для него художник тоже стал находкой. Толстому нравилась его "очень хорошая и художественная натура". Он увлекся с ним беседами во время длительных сеансов. Они говорили об "избрании пути" в жизни и  искусстве, а "старых мастерах" и новом отношении к живописи, о правде творчества и просвещении народа. Эти беседы нашли затем отражение на страницах "Анны Карениной", особенно там, где изображен художник Михайлов.
Крамского поразила цельность натуры Толстого. Он понял, может быть, самую важную особенность эпического мышления автора "Анны Карениной". "Я помню удовольствие в первый раз от встречи с человеком, у которого все детальные суждения крепко связаны с общими положениями, как радиусы с центром, - пишет Крамской. - О чем бы речь ни шла... суждение поражало своеобразностью точки зрения".
Портрет Толстого, созданный в 1873 году в Ясной поляне, представляет собой пластическое, художественное выражение целой эпохи в жизни великого писателя. Перед нами автор "Анны Карениной", вполне сложившийся человек, полный раздумий о современности, о перспективах общественно-политического и экономического развития и, самое главное, о душе человеческой.

Э.Бабаев

Комментариев нет:

Отправить комментарий