Рядом с историей любви Анны и
Вронского в романе показана совсем другого рода любовь Левина и Кити. Мне,
вовсе, показалось, что Левину и его
размышлениям отведено не просто самое большое по объему место в книге Толстого,
но и - по важности. Без этой сюжетной линии роман бы утратил всю свою силу (для
меня так точно) и его трудно было бы назвать "русским". Так как Анна
и Вронский - это символы европейского буржуазного сознания, которое врывается
на просторы родины Толстого, символы своеволия и нигилизма, эгоизма и
тщеславия. Левин же собой представляет
образ истинно русского человека, любящего труд, справедливость и (самое
главное!) братский дух. Данный образ автор писал, несомненно, с себя самого. Приведу
несколько доказательств тому:
- Толстой женился тоже на юной
девушке (на два десятка лет моложе его), семья которой также была в реальности
похожа на семью Кити. Более того, литератор признался жене в своей
"испорченности", данная сцена описана не только в романе, но и в
воспоминаниях Софьи Толстой;
- один из братьев Левина,
Николай, погибает от рака легких, то же самое случилось и с братом Толстого;
- то, что Левин работал в поле
вместе с мужиками, по-товарищески общался с ними и (даже!) разделял трапезу,
было описано литератором в своих дневниках;
- начавшийся духовный поиск
Левина - это крик души самого автора, который впоследствии (после написания романа)
воплотился в "Исповеди";
- сама фамилия главного героя
показывает на связь с именем автора.
Основная идея Льва Николаевича, которая
доносится нам через образ Левина - это идея "народная".Левин глубоко
проникает в народную жизнь. Об этом рассказывает замечательная сцена косьбы на
Калиновом лугу, а также беседа с Федором в последней части книги. В
размышлениях Левина Толстым поднимается очень важное настроение переломной
эпохи в Российской империи. Эпохи, когда крепостная реформа не принесла
улучшения жизни крестьянам, эпохи, когда новые западные тенденции уничтожили
веру в бога (соответственно и в царскую власть) в народе, эпохи, когда
назревала Великая революция. Толстой стал ее предвестником, хотя, сам он этого
никогда бы не пожелал. Он изображал образ "кающегося дворянина"
(Левина), который видит несправедливое положение народа и чувствует, что он
виноват, но он не призывает к революции. Когда Левин беседует с Сергеем (своим
старшим братом) о сложившейся несправедливости, то тот ему предлагает:
"так отдай поместье своим рабочим,
откажись от всего". Левин не соглашается с таким предложением, но говорит,
что видит цель, хотя бы, в том, чтоб не усугублять положение крестьян и
рабочих. То есть, если из 10 скошенных снопов сена девять отходят помещику, то
надо пересмотреть такое несправедливое перераспределение доходов и добавить
вознаграждение рабочему.
Еще одной важной проблемой,
которой Толстой делится с нами посредством Константина Левина, является
размышление над смыслом жизни и духовными началами человека. В этом состоянии
духовной борьбы находился сам Лев Николаевич, когда писал роман. Именно с
окончанием романа у Толстого в жизни и творчестве начинается новый период,
период духовного кризиса и полное переосмысление идеалов, как личных, так и
общественных.
Вот какими размышлениями Левина заканчивается роман:
Прежде я говорил, что в моем теле, в теле этой травы и этой букашки
(вот она не захотела на ту траву, расправила крылья и улетела) совершается по
физическим, химическим, физиологическим законам обмен материи. А во всех нас,
вместе с осинами, и с облаками, и с туманными пятнами, совершается развитие.
Развитие из чего? во что? Бесконечное развитие и борьба?… Точно может быть
какое-нибудь направление и борьба в бесконечном! И я удивлялся, что, несмотря
на самое большое напряжение мысли по этому пути, мне все-таки не открывается
смысл жизни, смысл моих побуждений и стремлений. А смысл моих побуждений во мне
так ясен, что я постоянно живу по нем, и я удивился и обрадовался, когда мужик
мне высказал его: жить для бога, для души.
Я ничего не открыл. Я только узнал то, что я знаю. Я понял ту силу,
которая не в одном прошедшем дала мне жизнь, но теперь дает мне жизнь. Я
освободился от обмана, я узнал хозяина».
И он вкратце повторил сам себе весь ход своей мысли за эти последние
два года, начало которого была ясная, очевидная мысль о смерти при виде
любимого безнадежно больного брата.
В первый раз тогда поняв ясно, что для всякого человека и для него
впереди ничего не было, кроме страдания, смерти и вечного забвения, он решил,
что так нельзя жить, что надо или объяснить свою жизнь так, чтобы она не
представлялась злой насмешкой какого-то дьявола, или застрелиться.
Но он не сделал ни того, ни другого, а продолжал жить, мыслить и
чувствовать и даже в это самое время женился и испытал много радостей и был
счастлив, когда не думал о значении своей жизни.
Что ж это значило? Это значило, что он жил хорошо, но думал дурно.
Он жил (не сознавая этого) теми духовными истинами, которые он всосал с
молоком, а думал не только не признавая этих истин, но старательно обходя их.
Теперь ему ясно было, что он мог жить только благодаря тем верованиям,
в которых он был воспитан.
«Что бы я был такое и как бы прожил свою жизнь, если б не имел этих
верований, не знал, что надо жить для бога, а не для своих нужд? Я бы грабил,
лгал, убивал. Ничего из того, что составляет главные радости моей жизни, не
существовало бы для меня». И, делая самые большие усилия воображения, он
все-таки не мог представить себе того зверского существа, которое бы был он
сам, если бы не знал того, для чего он жил.
«Я искал ответа на мой вопрос. А ответа на мой вопрос не могла мне дать
мысль, – она несоизмерима с вопросом. Ответ мне дала сама жизнь, в моем знании
того, что хорошо и что дурно. А знание это я не приобрел ничем, но оно дано мне
вместе со всеми, дано потому, что я ниоткуда не мог взять его.
Откуда взял я это? Разумом, что ли, дошел я до того, что надо любить
ближнего и не душить его? Мне сказали это в детстве, и я радостно поверил,
потому что мне сказали то, что было у меня в душе. А кто открыл это? Не разум.
Разум открыл борьбу за существование и закон, требующий того, чтобы душить
всех, мешающих удовлетворению моих желаний. Это вывод разума. А любить другого
не мог открыть разум, потому что это неразумно».
«Да, гордость», – сказал он себе, переваливаясь на живот и начиная
завязывать узлом стебли трав, стараясь не сломать их.
«И не только гордость ума, а глупость ума. А главное – плутовство,
именно плутовство ума. Именно мошенничество ума», – повторил он.
Комментариев нет:
Отправить комментарий