пятница, 23 августа 2013 г.

Кавказские рассказы

Ознакомившись с дебютной автобиографической повестью великого писателя, переходим к разбору следующих произведений Толстого, соблюдая хронологию его творчества. 1852-1862 года для Толстого были богатыми на события и приключения. Первая половина их прошла в казармах, кроме того писателю довелось поучаствовать в Крымской войне, а вторая - в путешествиях по Европе. Лев Николаевич не имел достаточного запаса свободного времени для написания книг, поэтому этот период нельзя назвать плодотворным. За десять лет вышли следующие повести и рассказы: "Казаки", "Рубка леса", "Набег", "Поликушка", "Два гусара", "Три смерти" и "Утро помещика". При этом следует понимать, что если все эти произведения объединить в одной книге, то ее толщина будет немного меньше чем у книги "Анна Каренина". Давайте условно отнесём их в сборник Кавказские рассказы, так как большая часть этих рассказов создана под влиянием на Льва Николаевича военной службы на Кавказе (1852-1855).
Для  Толстого как писателя, для проблематики и поэтики его произведений характерно резкое противопоставление городской, светской и деревенской, близкой к природе жизни. При этом сам автор отдает предпочтение второй. Толстой поет своеобразный гимн природе и крестьянскому труду (труду на земле). Особенно важно отметить, что уже в своих ранних рассказах Лев Николаевич поднимает вопрос необходимости свободного труда на своей земле, пытаясь всеми возможными доводами обосновать право каждого человека на такую свободу труда и на землю (мы же с вами не забываем, что крепостное право в России было отменено, лишь, в  1861 году).
Удивляют пейзажные зарисовки Кавказа с его подлинной красотой и поэзией. Нигде еще не рисовал Толстой так детально целый день в жизни природы, весь ее естественный порядок и гармонию. Эти подробные описания не случайны, они заканчиваются кратким авторским заключением: "Природа дышала примирительной красотой и силой", которое сразу же наводит Толстого на одну из его излюбленных гуманистических мыслей:  "Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления ему подобных? Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой - этим непосредственнейшим выражением красоты и добра".
(Однако с этими мыслями Толстой переусердствовал, идеализировал для литературной красоты. Крокодил тоже красив, если на него смотреть издалека, а не плавать рядом с ним. Природа в себе может таить ужас. Вряд ли кто-то из жителей Помпеи в далеком первом столетии нашей эры восхищался красотой разбушевавшегося Везувия, извержение которого уничтожило несколько Римских городов. Так же и с людьми, в театре они - все красивые, даже нищие, от них не свербит и об их одежду невозможно запачкаться. Но это лишь спектакль, на который смотришь издали.)
В общем, долго разглагольствовать нет желания, буду краток. Меня совсем не вдохновили данные рассказы. Да простит меня Толстой, но скучновато и посредственно (имею в виду идею и смысловое наполнение. Сам же литературный стиль изложения - прекрасен, ему могут позавидовать многие писатели).
Единственный рассказ, который прочитал с наслаждением - "Утро помещика". Скорей всего потому, что он очень близок к моим недавним утопическим взглядам на общественное устройство и разочарованию в них.
После прочтения данного рассказа возникают вопросы: "Нужно ли стараться для людей сделать общество лучше, наладить их жизнь? Нужно ли им это? Готовы ли они трудиться и стремиться к прекрасному будущему?"
Самого же меня, удивил тот факт, что Толстой обратил внимание на данную "паршивую" природу человека, стоящую на пути к высокоразвитому "социалистическому" устройству общества,  в самом начале своей литературной карьеры. Поэтому мне самому хочется узнать, как же дальше будет эволюционировать его мысль.

Комментариев нет:

Отправить комментарий