Ознакомившись с дебютной
автобиографической повестью великого писателя, переходим к разбору следующих
произведений Толстого, соблюдая хронологию его творчества. 1852-1862 года для
Толстого были богатыми на события и приключения. Первая половина их прошла в
казармах, кроме того писателю довелось поучаствовать в Крымской войне, а вторая
- в путешествиях по Европе. Лев Николаевич не имел достаточного запаса
свободного времени для написания книг, поэтому этот период нельзя назвать плодотворным.
За десять лет вышли следующие повести и рассказы: "Казаки",
"Рубка леса", "Набег", "Поликушка", "Два
гусара", "Три смерти" и "Утро помещика". При этом следует
понимать, что если все эти произведения объединить в одной книге, то ее толщина
будет немного меньше чем у книги "Анна Каренина". Давайте условно
отнесём их в сборник Кавказские рассказы, так как большая часть этих рассказов
создана под влиянием на Льва Николаевича военной службы на Кавказе (1852-1855).
Для Толстого как писателя, для проблематики и
поэтики его произведений характерно резкое противопоставление городской,
светской и деревенской, близкой к природе жизни. При этом сам автор отдает
предпочтение второй. Толстой поет своеобразный гимн природе и крестьянскому
труду (труду на земле). Особенно важно отметить, что уже в своих ранних
рассказах Лев Николаевич поднимает вопрос необходимости свободного труда на
своей земле, пытаясь всеми возможными доводами обосновать право каждого
человека на такую свободу труда и на землю (мы же с вами не забываем, что крепостное право
в России было отменено, лишь, в 1861
году).
Удивляют пейзажные зарисовки
Кавказа с его подлинной красотой и поэзией. Нигде еще не рисовал Толстой так
детально целый день в жизни природы, весь ее естественный порядок и гармонию.
Эти подробные описания не случайны, они заканчиваются кратким авторским
заключением: "Природа дышала примирительной красотой и силой",
которое сразу же наводит Толстого на одну из его излюбленных гуманистических
мыслей: "Неужели тесно жить людям
на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может
среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения
или страсти истребления ему подобных? Всё недоброе в сердце человека должно бы,
кажется, исчезнуть в прикосновении с природой - этим непосредственнейшим
выражением красоты и добра".
(Однако с этими мыслями Толстой
переусердствовал, идеализировал для литературной красоты. Крокодил тоже красив,
если на него смотреть издалека, а не плавать рядом с ним. Природа в себе может
таить ужас. Вряд ли кто-то из жителей Помпеи в далеком первом столетии нашей
эры восхищался красотой разбушевавшегося Везувия, извержение которого
уничтожило несколько Римских городов. Так же и с людьми, в театре они - все
красивые, даже нищие, от них не свербит и об их одежду невозможно запачкаться. Но это
лишь спектакль, на который смотришь издали.)
В общем, долго разглагольствовать
нет желания, буду краток. Меня совсем не вдохновили данные рассказы. Да простит
меня Толстой, но скучновато и посредственно (имею в виду идею и смысловое
наполнение. Сам же литературный стиль изложения - прекрасен, ему могут
позавидовать многие писатели).
Единственный рассказ, который
прочитал с наслаждением - "Утро помещика". Скорей всего потому, что
он очень близок к моим недавним утопическим взглядам на общественное устройство
и разочарованию в них.
После прочтения данного рассказа возникают вопросы:
"Нужно ли стараться для людей сделать общество лучше, наладить их жизнь?
Нужно ли им это? Готовы ли они трудиться и стремиться к прекрасному
будущему?"
Самого же меня, удивил тот факт, что Толстой обратил внимание
на данную "паршивую" природу человека, стоящую на пути к высокоразвитому
"социалистическому" устройству общества, в самом начале своей литературной карьеры. Поэтому
мне самому хочется узнать, как же дальше будет эволюционировать его мысль.
Комментариев нет:
Отправить комментарий