суббота, 22 ноября 2014 г.

Лукьяненко "Звезды - холодные игрушки".

Социальная фантастика – это один из моих любимейших жанров литературы. Ценится этот жанр, прежде всего, тем, что автор пытается изобразить либо идеальное социально-экономическое устройство общества будущего (утопия), либо антипод утопии, общество с деструктивным развитием, которое уничижает определенные права и свободы человека (антиутопия).
На этом блоге мы уже рассматривали самых ярких представителей данного жанра: Иван Ефремов (ему было уделено особенно много внимания), Герберт Уэллс, Джордж  Оруэлл и Айн Рэнд. Также можно упомянуть о следующих довольно известных фантастах: Рэй Брэдбери, Айзек Изимов, братья Стругацкие.
Их произведения относятся к классической литературе фантастики двадцатого столетия. Все вышеперечисленные авторы ушли из жизни, кто-то еще в середине предыдущего столетия, кто-то, уже, в начале двадцать первого.

Недавно мне попался на глаза, по совершенной случайности, рейтинг лучших десяти русских писателей современности журнала «Эксперт», пятое место которого занял фантаст Сергей Лукьяненко. Ознакомившись с кратким описанием его творчества (спасибо интеренету), мне захотелось прочитать дилогию «Звезды -  холодные игрушки» и «Звездная тень», которая относится именно к жанру социальной фантастики.
Книги были прочитаны мной на одном дыхании. Завораживающий сюжет, хорошо-раскрытые и привлекательные характеры главных героев (особенно семья Хрумовых), прекрасный литературный язык со множеством образов и метафор, при этом читается легко.
В первой книге Лукьяненко изобразил утопический мир «Геометров», в которой все подчинено дисциплине и целесообразности. Но этот мир, как мне показалось, стал лишь жалкой пародией на мир Ефремова (Туманность Андромеды). Есть, конечно же, много общего: семейное воспитание заменяется общественным (в принципе, семья как таковая, растворяется в обществе), подчиненность всех сфер жизни науке, отказ от эгоистичной модели поведения в пользу общественного блага, санатории для инакомыслящих. Но есть категоричные черты мира Геометров, которые не то чтобы отталкивают, а вызывают отвращение: желание навязать свое мнение другим расам (кстати, такая же модель поведения прослеживается и в самом обществе. Ведь, наставники именно навязывают свое мнение воспитанникам), контроль информационного поля (знания подаются такими, как выгодно наставникам), полный отказ от индивидуальности.
В конце книги я, как и Петр Хрумов, не хотел оставаться в таком мире. Мне вспомнился стих неизвестного автора (пародия на Маяковского):
«Вам нравятся розы, а я на них срал.
Стране нужны паровозы, нам нужен металл!»

Вторая же книга показала совершенно иной мир, абсолютно противоположный миру «Геометров». Когда я читал, мне безусловно нравились «звездные врата Тени», но в то же время, постоянно присутствовало чувство, как будто меня из одной крайности (где все подчиняется дисциплине), перенесли за «шкирку» в другую крайность, где вам дают такую жизнь, о которой вы грезите в своих самых потаенных уголках сознания.
Попытаюсь сделать понятное сравнение, чтобы вы смогли ощутить мир «Тени». Представьте себе, что вы каждое утро помнили бы свой сон, при этом, ваши сны, были длинными, как целая земная жизнь. И учитывая тот факт, что человеку обычно снятся те картинки, которые тревожат его на подсознательном уровне, то вы каждую ночь попадали бы в тот мир, о котором думали и беспокоились перед сном.
Скажу одно, я был рад решению автора отказаться от обоих альтернативных миров и сохранить Землю в ее натуральном развитии. Если вот говорить о пользе данной дилогии, то она, бесспорно, помогает нам понять красоту нашей жизни, и гордиться тем, что мы люди!

Ниже хотелось бы привести довольно удачное высказывание Бориса Стругацкого о книге Лукьяненко, которое он сделал в одном из своих интервью в 2000 году:
«Мир Лукьяненко (как я его понимаю) получился неприглядным не потому, что мораль этого мира плоха, а потому, что система воспитания там подкачала. Наставники лепят своих воспитуемых «по образу своему и подобию», совершенно не вдаваясь в детали: к чему наиболее способна данная человеческая особь, в чём её главный талант, чем она ОТЛИЧАЕТСЯ от всех прочих. А дьявол, как известно, именно в деталях. И главная привлекательность человеческой особи — в её самобытности, непохожести на других. В мире Лукьяненко людей не воспитывают, а программируют (зомбируют), нивелируют, подгоняют под единый образец, в конечном итоге, делают из них идеологических солдат. Наставники — не Учителя, они — Инженеры. Но воспитание человека — это не конвейер. Это искусство. Человек — штучный продукт. И когда воспитание поставлено на поток, превращено в производственный процесс, можно ожидать больших разочарований. Вы получите «средневоспитанного» индивудуума. Сам по себе он, может быть, вовсе не плох (умеет вести себя в обществе, доброжелателен, трудолюбив, нравственно чистоплотен), но в большой толпе себе подобных производит удручающее впечатление. Старая добрая Антиутопия: превращение социума в казарму, а человека — в солдата. Большая победа Лукьяненко в том и состоит, что ему удалось показать неприглядность мира, все население которого «средневоспитано»: придраться, вроде бы, не к чему, а с души воротит».

Комментариев нет:

Отправить комментарий