суббота, 8 марта 2014 г.

Роман "Дневник страха", стр. 51 - 58

Глава третья.
Есть нечто более сильное, чем все на свете войска: это идея, время которой пришло.
                                                               Виктор Гюго
I.
Я распахнул входную дверь дома, стены которого были, видимо, выложены из камней и глины, так как на меня хлынул поток, уже прожаренного, ветра, дав почувствовать резкий перепад температуры между воздухом, находящимся внутри этой "хатынки" и снаружи. Не знаю, что именно испугало гуся ходившего рядом с верандой, может быть, мои трусы тёмно-красного цвета, но он рванул в направлении полураспахнутых ворот большого, но захламленного всяким сельскохозяйственным инвентарем, двора. Задрав свой ярко-оранжевый клюв и выпучив серую грудь, гусь не проронив ни единого звука выкатился на улицу, моментально затерявшись в беспорядочном движении кур, носившихся вдоль забора и беспрестанно кудахтавших.
- Бабуля! - Крикнул я, отмахиваясь рукой от большого шмеля, пролетевшего над моей растрепанной после сна головой.
- Доброго ранку! Як спалось? - из коровника вышла низкая и полная пожилая женщина, держа в руках вилы. Лучи солнца играли в ее, до сих пор не седых, волосах, аккуратно собранных в пучок на затылке. Синий халат прекрасно гармонировал с  голубыми глазами, которые излучали молодость и какую-то страстную тягу к жизни. Многое уже говорило об ее возрасте: раздавшееся в стороны тело, слегка сгорбленная спина, дряблая кожа рук, железная улыбка золотистого цвета, но только не глаза.
- Спал, как мертвый, ни разу за ночь не проснулся. Хотя, в последнее время у меня в городе были не спокойные ночи.
- Нэвжэ даже пивнив не чув? - быстро проговорила бабушка, проглатывая окончания некоторых слов. Она все делала очень быстро, даже разговаривала торопясь.
- А что они сегодня кричали громче обычного?
- С пятои до сьомои ранку писни спивалы на честь твого приезда. Ну, гляди, завтра тебя сама приду будить о шостий ранку, раз пивни твоему сну не заважають.
- Зачем так рано?
- Пидэш замисть мэнэ корив пасти разом з Сергеем Владимировичем.
- Это который наш новый сосед?
- Для кого-то, может быть, - новый. Ты колы в останний раз приезжав?
- Три года назад.
- Ну, а Сергей Владимирович, поди, два з лышком года назад купыв дом у детей Захаривны. Царство ей небесное. С тех пор у всьому мэни допомогае, - сделала недолгую паузу бабушка после своей очередной скороговорки. - Четыре дня подряд пасти будем.
- Да, - ухмыльнувшись, я покачал головой, - никогда ты не любила этого занятия. Помню, еще с детства, как деда со мной на поле отправляла.
- Кто-кто, а дед твой любыв корив пасти, - как то мило и одновременно грустно улыбнулась бабушка, а в ее глазах отразились какие-то далекие пространства, в которых ее дожидался, любящий муж.
- А что у нас на завтрак? - я вывел из забвения растрогавшуюся женщину вопросом, из-за которого, в принципе, высунул нос из дому.
- Пасха на печи, - бабуля указала пальцем в направлении небольшого строения кухни, но с огромным дымоходом, - на столи кастрюлька с гречаной кашею и котлетками, а кувшин с молоком в холодильнике, у доми.
- Спасибо, - радостно ответил я, поглаживая рукой свой голый живот.
- Смачного, - ласково произнесла бабушка и скрылась в коровнике, вернувшись к своему занятию по очистке его от навоза, который за ночь оставили после себя буренки.
Я доедал большой кусок желтой пасхи, очень плотной и сытной. Сколько домашних яиц на нее ушло, кроме бабушки, одному Богу известно. В этом селе практически все крестьяне пекли пасхи не только непосредственно на праздник, но и в последующий за ним месяц. Я заметил, что куском пасхи и парным молоком легко наедаешься. Кстати, молоко это отличалось от магазинного не только своими вкусовыми качествами, но и эффектом воздействия на организм. Оно не проходило термической обработки, поэтому не теряло своих витаминов и полезных микроэлементов, однако, в то же время, не теряло оно и сотни бактерий, которые заметно ускоряли работу кишечника.
До своих тринадцати лет, я проводил каждое лето в этом селе. Затем по мере моего взросления частота визитов начала сокращаться, дойдя до того, что я приезжал раз в три года, к тому же, всего на несколько дней. С днем рождения и с восьмым марта я поздравлял бабушку по телефону, не замечая того, как светятся ее глаза в те редкие дни, когда я, всё таки, являлся с визитом. Видимо, так уж мы устроены, что думаем, в первую очередь, только о себе, а потом уже обо всех других. И если с раннего детства не было должного воспитания, направленного на укрепление воли, ограничение своих желаний и соблюдение четкой дисциплины, тогда разросшуюся эгоистическую опухоль может устранить только какой-то кардинальный перелом в психике, подобный тому, который испытал я. 
- Наився? - в кухню вошла бабушка.
- Ага, спасибо, - я подтвердил свои слова, уверенным взглядом сытых глаз.
- Может ще пасочки? - с каким-то удовольствием спросила бабушка.
- Нет, нет, хватит, - помахал я перед собой руками.
- Ну что, я буду обид готуваты, а ты накорми свиней. Или може, ты передумал про свое вчерашне бажання работать з ранку до вечора?
- Трудиться, трудиться и еще раз трудиться! - встал я со стула и надел на себя футболку, валявшуюся на подоконнике.
- Спустишься в жомовую яму, наберешь ведро буряка. Ведро с вареной картошкой стоит биля сараю, надо буде ее растолочь, затем змишать с бурячным жомом и добавить помеленной кукурузы. Трохы ще водички дольешь. - дала наставление бабушка, как обычно, на суржике. Когда ее слушаю, вспоминаю добрый советский фильм "Большая перемена", в котором учитель истории на уроке говорит Фукину, чтоб тот на родном языке разговаривал, на что Отто ему заявляет: "Нестор Петрович, батько русский, мама з Украины!" В общем, я никогда не понимал тех людей, которые сеют вражду на почве языка, либо религии, либо национальности. Безусловно, разнообразие культур, языков и расовые отличия должны быть, но при этом всем нашем разнообразии, каждое сообщество, как и отдельный индивид, должны понимать, что мы все являемся частью одного целого мира, что уважение человеческой личности, как таковой - это есть наилучший путь развития общества. Но нырнув в озеро этой идеи, можно сразу же наткнуться на подводный камень . А как же относится к тем, кто не уважает в тебе этой самой личности, более того, готовым причинить ей вред? С этим мы разберемся по мере продвижения к финалу моей истории.
Выйдя во двор, я взял ведро с лопатой и направился к жомовой яме. Напрасно я не снял лапти перед тем, как спускаться по деревянной лестнице вниз, так как серая вязкая масса перемолотой свеклы набрала в себя влаги и не была полностью утрамбована. Поэтому я провалился в нее на несколько сантиметров выше щиколоток, вследствие чего мне пришлось еще раз спуститься за лаптями, после того как я доставил наверх ведро перемолотой свеклы.
Свиньи радостно хрюкали, жадно поглощая приготовленное месиво из картошки, свеклы и кукурузы. В их свинарнике стояла неимоверная вонь, которая подсказывала мне, что скоро дойдет и моя очередь до чистки этого удушающего места, где кормят просто на убой. Свиньи едят, спят, играют со своими побратимами в игры, бегают друг за другом по кругу, почесывая пятаками друг дружке бока. В общем, живут полноценной жизнью, не зная никаких проблем. Мне даже кажется, что они способны любить себе подобных. Как-то раз я видел, как нежно свинья смотрела на своего новорожденного поросенка. Не верите? Ну, а собаки способны любить? Вы когда-нибудь видели, как собака встречает своего хозяина после разлуки (даже, короткой), бегая вокруг него и вращая торчащим вверх хвостом? То есть, что получается - животные, как и мы, едят, спят, развлекаются, любят. В чем же отличие? Нет, не в труде, кони тоже пашут так, что мыло с боков бежит!  Разум и воля - вот они отличия! Разум - это способность анализировать полученный опыт и мыслить абстрактно, создавая при этом систему понятий, для накопления и передачи полученного опыта. Воля - это способность принимать решения на основании суждений разума и действовать в соответствии с этими решениями, не отступая от них под гнетом чувств, желаний, инстинктов. Чем сильнее развиты эти способности у человека, тем более могущественным он становится. Но тут, опять-таки, есть один нюанс, который заключается в направленности вектора силы этого могучего человека.  Куда направлена сила: на созидание или на разрушение? Ведь, если человек с такими задатками не принимает законы добра, то он может принести огромное количество бед обществу. Самые опасные злодеи не те, которые действуют в состоянии аффекта либо страха, самые опасные те, у которых стальной характер и сильно-развитое аналитическое мышление. Касательно добра, то это не выдуманное понятие с целью держать людей в повиновении. В первую очередь, это естественная врожденная потребность человеческой души. Во вторую, это закон, к которому пришел чистый разум, анализируя свой многовековой опыт. Человек не может быть один, ему нужно кого-то любить, кому-то доверять, кого-то уважать, кого-то воспитывать. Это всё силы созидания, которые присущи человеку от природы. Человек, который развиваясь, не утратил чистоты разума, понимает неизбежность целостности мира. Но к нашему большому сожалению, также существует неизбежность патологических отклонений и утраты некоторыми индивидами чистоты разума.

- Впорався? - спросила бабушка, чистя рыбу на столе, который стоял рядом с летней кухней под навесом из шифера.
- Свиньи - сыты, кони - запряжены, - пошутил я, направляюсь на огород, чтоб из шланга омыть свои ноги и лапти. - Что дальше мне делать?
- Поедешь зараз мишок травы нарвэш для кролив.
- Куда ехать-то? - крикнул я с огорода, ополаскивая свои ноги холодной водой из колодца.
- Ще не забув, где дом моих батькив находится?
- Найду, - вернулся я во двор и встал на плитке у крыльца, в месте, где не падала тень. Я хотел, чтоб резиновые лапти стали сухими и к ним не прилипал песок. - А мешок где взять?
- В сарае пошукай.
- И веревка нужна, чтоб к багажнику велосипеда потом мешок с травой можно было привязать, - сам себе под нос пробурчал я.
- Там скризь все травою поросло. И подвирья, и огород. Так что нэ лыше на один мишок выстачить.
Велосипед уносил меня по песчаной дороге в соседнее село. А знаете ли вы что такое песчаная дорога в Богом забытом селе? Это задубевший песок с ужасно неровной волнообразной поверхностью, испещренной мелкими камнями. Учитывая тот факт, что ехал я на велосипеде, который еще принадлежал моему деду, то вы сможете догадаться, что системы амортизации, которой обладают современные горные велосипеды, он не имел. Дом моих, уже покойных, прабабушки и прадедушки находился в соседнем, таком же маленьком, селе. И полчаса езды по этой идеально не ровной дороге не столько запомнились мышцам ног, сколько - обеим ягодицам. Женщины, которые хотят похудеть, либо уберечь свои попки от целлюлита - забудьте вы о тренажерах с названием "тысяча пальчиков", а лучше купите велосипед и катайтесь на нем по таким же волнообразным  дорогам. 
В доме уже давно не жили люди. И участок улицы перед забором двора, и сам двор, и огород были одним сплошным зеленым озером из травы. Кстати, пока я ехал по улице этого села, то повстречал еще парочку таких заброшенных домов с покошенными крышами и облезшими дверьми. Село потихоньку вымирало. Оставив велосипед у ворот, я зашел во двор и осмотрелся. Среди густого ковра травы было неимоверно огромное количество одуванчиков и это меня порадовало. Ведь, с детства я знал, что, во-первых, их очень легко рвать, а, во-вторых, их любят кролики. Я с неподдельным энтузиазмом принялся за работу, оставляя за собою небольшие снопа травы. Причиной моего первого ненамеренного перекура стало какое-то летающее насекомое, укусившее меня в плечо. Мгновенно появилось красное напухшее пятно, похожее на такое же, как после прививки на манту. Посочувствовав себе немного, я продолжил рвать траву. Причиной второй остановки стал небольшой кустик крапивы, скрывавшийся между других растений. Кисть правой руки получила резкий ожог. Я разжал ладонь, выронив крапиву и прочую траву, и резко отдернул руку к себе. Со своей городской жизнью я напрочь забыл, что такое волдыри от крапивы, но теперь не просто вспомнил, а ощутил всю полноту эмоций от этого явления. Когда дед был живой, он не только мог крапиву рвать голыми руками, но и есть ее, а бабушка до сих пор может спокойно по такой колючей стерни босиком ходить, которой бы я себе исколол ступни до крови.
Я вернулся в дом к бабушке с полным мешком травы, покрасневшими руками и отбитой попой, но с чертовски приятным ощущением от того, что выполнил порученное задание. Я гордился собой потому, что не проклятое насекомое, ни кислотная крапива, ни паук, пробежавший по моей руке, покидая кусок земли вырванный вместе с сорняками, не заставили меня сдаться и уехать с полупустым мешком. Я приехал с набитым до краев мешком. Кто-то может сказать: "подумаешь подвиг!". Не обращайте внимание на таких пустословов, а помните, что любое великое восхождение начинается с простого шага.
В этот день мне еще довелось набрать ведрами из колодца двух-кубовый бак воды, вновь покормить свиней и полить из шланга огород размером в полтора гектара. Спать я лег рано и спал очень крепко.

Комментариев нет:

Отправить комментарий