среда, 19 марта 2014 г.

Роман "Дневник страха", стр. 64 - 69

Видимо, два с половиной дня общего труда пробудили в Сергее Владимировиче доверие ко мне, и он соизволил  заговорить. Хотя, скорее, основной причиной, развязавшей ему язык, стал совершенно случайный инцидент. До этого, я всегда свой стул ставил со стороны его левой руки, а в этот раз умастился справа от него, таким образом, что он своим боковым зрением скользил по левому полушарию моего лица.
- Откуда у тебя такой огромный шрам? - он спросил вполголоса, медленно отчеканивая слова. Наконец-то его взгляд был направлен на меня, он с ужасом рассматривал красную змейку в полсантиметра шириной, соединяющую мой висок с подбородком. Как он раньше не замечал ее? Неужели он до такой степени не обращал на меня внимания? Впрочем, неважно. Получилось просто замечательно, что я умудрился в этот день поставить стул с другой стороны.           
 - Упал, - мои губы искривились в какой-то грустной ухмылке.
- С чердака? - вопросительно посмотрел седой старец, при этом, не шевельнув ни единой жилкой на лице, и в его интонации тоже не произошло никаких изменений.
- Хуже, - я выждал театральную паузу и продолжил, - выпал с окна квартиры пятого этажа.
- Окна мыл? - если бы старик задал этот вопрос с улыбкой и тоном удивления, я бы мог подумать, что он шутит, но его  облик по-прежнему оставался каким-то отрешенным не только от юмора, но и в целом от мира.
- Нет, - глубоко вздохнул я, вспоминая момент своего безумия. Мне показалось даже, что далекие отголоски той лихорадки начали доноситься из архивов моей памяти. Я сделал еще один глубокий вдох, словно гася жар нарастающий внутри. Наверное, старик заметил отражение ужаса в моих глазах, и решил больше не задавать вопросов. Он медленно вернул свою голову в привычное положение, вновь уставившись безразличным взглядом на пасущихся в поле разноцветных коров. Стадо и впрямь могло похвастаться цветовой гаммой. Кроме стандартного набора черных и белых окрасок, соединенных в различных комбинациях, были и коричневые, и золотистые, и даже практически оранжевые коровы, во всяком случае, так казалось в разлившемся солнечном сиянии. Однако, фиолетовых "милок "точно не было. Я понял, что для продолжения беседы мне придется самому изложить историю своего падения и открыться своему апатичному товарищу.
- Я сам выпрыгнул из окна.
- Самоубийца значит, - старик вернул мне свой взгляд. Наконец-то, я в нем увидел ожившую скорбь.
- Тогда наступил такой момент моего существования, когда я опротивел самому себе, и не мог больше смотреть в глаза близким. Жизнь казалась мне никчемной и бессмысленной, - я пытался объяснить причину, скрыв ладонью глаза и массажируя пальцами свои брови, помогая, таким образом, мыслительному процессу.
- Ой, дурак, - Сергей Владимирович повертел головой, не набирая широкой амплитуды движений. 
- Как и все будете грехом великим страшить? Мучения в аду пророчить? - я убрал руку  от лица и засверкал дразнящей улыбкой.
- Это здесь не причем. Дурак, потому что родителей своих не пожалел. Если бы ты только знал, что значит, увидеть смерть своего ребенка, - Сергей Владимирович склонил седую голову и, сняв свою потертую кепку, сдавил в кулаке клочья волос. Теперь скорбь, которая уже перегорела однажды в его сердце, превратившись в еле тлеющие угольки, вновь вспыхнула пламенем на несколько секунд. - Адом говоришь, пугаю? Да, я лучше бы выбрал ад, чем ту боль, которую пережил здесь, на земле. Он забрал у меня всё... Всё, что я любил, всё, ради чего жил.
- Кто? - не понимая своего седого напарника-пастуха, переспросил я.
- Бог, - тайным шепотом ответил старик, а его лицо вновь приняло беспристрастный вид, который не отражает ни малейшего лучика эмоций.
 - Так вы все-таки в него верите?
- У меня нет другого выбора. Больше мне уже не во что верить. Я их очень люблю, и ради встречи с ними готов даже простить ему этот спектакль, в котором так много ненужных страданий.
- Что случилось с вашей семьей? - поинтересовался я. Пока старик окунулся в горестные воспоминания, подготавливая ответ, я поразмышлял над понятием веры. Ведь, правда, странно устроена жизнь? Пока ты еще молод, ты не задумываешься над вопросами бытия, ты полон любви, сил и энергии для того, чтоб создавать свой собственный мир. Но чем ближе ты приближаешься к звёздным вратам, тем больше ты понимаешь, что нуждаешься в более глубоком смысле своего существования, более безграничной надежде. Эта врожденная потребность человеческой души, которая ищет эту надежду на протяжении тысячелетий.
- Сын с невесткой и внуками погибли в авиакатастрофе, возвращались с далеких экзотических островов. Решили отметить день рождение невестки на берегу Тихого океана. Мы с женой не присоединились к ним только из-за того, что у нее сильно подскочило давление за несколько дней до полета. Пришлось сдать билеты и остаться дома. Если бы мы знали, что их смерть неотвратима, то никогда бы не сдали эти чертовы билеты. Лучше уж вместе с ними...
- А что с вашей женой?
- Она смогла пережить смерть сына всего лишь на три месяца. Затем - инсульт...
- Да уж, - вздохнул я, выражая свое соболезнование. В принципе, каждый день в мире умирает порядка ста пятидесяти тысяч человек, и это лишь сухая статистика для нас, пока в эту цифру не попадают близкие нам люди.  В одной из своих гениальных песен Виктор Цой пел:
Завтра кто-то утром в постели
Поймет, что болен неизлечимо,
Кто-то, выйдя из дома, попадет под машину.
Завтра где-то в одной из больниц
Дрогнет рука молодого хирурга,
Кто-то в лесу нарвется на мину.
Следи за собой, будь осторожен!
Следи за собой!
Ночью над нами пролетел самолет,
Завтра он упадет в океан,
Погибнут все пассажиры.
Завтра где-то, кто знает где?
Война, эпидемия, снежный буран,
Космоса черные дыры...
Следи за собой, будь осторожен!
Следи за собой!
Интересно, что Витя имел в виду, советуя нам, следить за собой?

- Ты знаешь, - продолжил Сергей Владимирович, - она меня очень любила, но сына она любила гораздо сильнее. Каждый день после проклятой авиакатастрофы она вечерами плакала, и эти слезы были для моего, и без того измученного,  сознания соляной кислотой. - Он сделал небольшую паузу, с укором посмотрел на меня и добавил: - А ты, дурак, хотел такую жизнь устроить своей маме. Хотя, наверное, она и так пролила не мало слез, пока твоя безмозглая башка заживала на больничной койке.
- Ведь, все равно смерть неизбежна. В вашем случае, сын погиб не по конкретно чьей-то вине, и вы остались одиноким человеком, просто доживающим уже ненужную вам жизнь. В чем тогда смысл этой самой жизни?
- Не прав ты, дорогой. Смысл он как раз во всём!
- А конкретнее?
- Смысл в том, чтоб делать себя и людей счастливыми. И эти два акта неразрывно связаны между собой, ибо если ты делаешь счастливым ближнего своего, ты и сам будешь счастлив. А если ты несчастен - то вряд ли сможешь сделать кого-нибудь счастливым. Каждый может предложить только то, что имеет сам. Ты своими поступками сделал кого-нибудь счастливым?
Я задумался, ничего не отвечая, затем шмыгнул носом и сжал скулы, чтобы сдержать слезы, застывшие в глазах. Еще мгновение, и я уже сомкнул глаза, склонив голову к груди. Мне было больно. Вновь, совесть начала душить меня. Я размышлял над тем, кого я на самом деле сделал счастливым. И оказалось, что - никого. Конечно, родители любили меня, и я входил в понятие их счастья, но это было их заслугой, было актом их воли. Что же для их счастья делал я своими волевыми поступками? Выпрыгнул из окна? Осчастливил, конечно! Кого я любил, кроме себя? Полину? Так любил, что спокойно наблюдал за тем, как над ней издеваются! "Сука!" - сквозь зубы прошипел я самому себе, и еще сильнее сдавил веки глаз, которые из последних сил сдерживали слезы, поэтому были полностью промокшими. Мне было ужасно стыдно за то, каким я был эгоистом. Но приятное чувство постепенно вытесняло боль. Это чувство было связанно с желанием исправиться и с верой в то, что у меня получится.
- Ты знаешь, я вспоминаю своего сына в молодости, когда у него еще не было семьи. Как он равнодушно относился к чужим детям. Я, даже, представить себе не мог, как он поменяется, когда будет держать на руках своего ребенка. В тот момент из его глаз лилась музыка, это была какая-то космическая симфония. Симфония любви, симфония торжества человеческой души! Я слушал ее не ушами, а каждой клеточкой своего тела. Если бы меня спросили о самом счастливом моменте в моей жизни, то я бы ответил, что их было множество, но все они были связаны с моими любимыми людьми. Я уверен, что ты еще узнаешь эти чувства.
- Надеюсь, - на моём лице проскользнула почти незаметная улыбка, самыми уголками губ.
- Вот ты думаешь, что я обреченный старик, которому ничего не остается, кроме как доживать свою одинокую жизнь? - он посмотрел на меня ожившим взглядом, в котором я в первый раз за эти три дня наблюдения смог  заметить искру надежды. - Я, просто, человек, - он сказал это слово такой снисходительной интонацией, как будто этому разумнейшему существу на нашей планете позволено быть слабым, - которому потребовался отдых. Ты знаешь, - он часто люби повторять "ты знаешь", - время на самом деле лечит. Прошло два с половиной года, и я уже не пускаю слезу, когда вспоминаю о своей любимой семье. Первоначальный гнев на судьбу полностью рассеялся. Скорбь превратилась в какую-то милую грусть по вечности, той вечности, в которой я встречусь с ними. Жизнь стала размеренной и наполнилась спокойствием. Но в последнее время, я все чаще замечаю, что тяга к движению вновь просыпается во мне. Я начинаю получать удовольствие от совместной сельской работы, например, когда помогаю твоей бабушке заготавливать на зиму дрова, либо когда ремонтирую водные насосы соседям по улице, либо когда еду в районный центр на своей машине, чтобы купить кому-то необходимых лекарств. Я живу, поэтому могу продолжать делать людей счастливыми.
- Это здорово, - я с восхищением взглянул на него.
- Ты знаешь, я доволен нашей беседой, каждый дал друг другу некую пищу для размышления. - Он замолчал, посмотрел куда-то вдаль на облака, а потом сделал еще одно важное умозаключение. - Надо жить и получать от этого удовольствие до последней секунды.
- Пока судья не свистнет в свисток, ознаменовав тем самым завершение матча?
- Хорошая метафора, - улыбнулся старик. - Представь, что если бы ты был футболистом, и знал, что ты играешь свою последнюю игру в финале турнира. Как бы ты ее отыграл?
- Выложился бы по полной.
- Ну, а какое бы у тебя было настроение?
- Я бы получал удовольствие от каждого мгновения.
- Ты бы хотел поднять кубок над головою, даже, зная, что ты уже никогда не сыграешь?
- Даже, еще больше, чем, если была бы возможность реванша.
- Вот так надо и жить. Только при этом еще не забывать, что в жизни является наибольшим удовольствием.
- Делать близких тебе людей счастливыми? 
- Именно! - одобрительно кивнул головой Сергей Владимирович.

Я поднялся на ноги довольный тем, что долгожданная беседа не просто состоялась, а подарила мне столько важных идей. У меня начиналась новая жизнь, и я хотел сформулировать для себя основные ценности на самом старте, чтоб впоследствии четко следовать к финишу, соблюдая эти ценности и не поддаваясь влиянию безумных идей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий