суббота, 23 марта 2013 г.

Мартин Иден



Одна из тех книг, после прочтения которых, душе становится так тесно, что кажется, еще чуть-чуть и ее совсем расплющит под свинцовой тяжестью несовершенного мира. Несомненно, людей, способных познать красоту и самоотверженно пуститься на поиски истины, во все времена была лишь жалкая кучка на фоне бескрайних барханов простого народа , который не мог понять этих гениев, а гении не могли смириться с приспособленческой моралью общества.  В том-то и беда таких гениев, по-моему!
Сразу бы хотелось уточнить, что я не принимаю философской позиции Мартина Идена. Во-первых, я категоричный противник теории Мальтуса, во-вторых, теорию эволюции могу трактовать как частные случаи боле глобального процесса, а ни как целостную систему познания мира. По большому же счету, также следует помнить, что любые философские теории – это, лишь, призрачная попытка человеческого разума познать абсолютную истину.
Для себя сделал вывод, что надо стараться быть выше теорий, ибо они могут привести на ложный путь, который заканчивается обрывом и падением в темную бездну. Жаль, что «в тот самый миг, когда он понял это, сознание навсегда покинуло его» (этими словами заканчивается роман).
В своей дальнейшей литературной деятельности я вижу необходимость поиска объединяющей идеи. Слава Богу, два маяка в мятежном океане, охваченном ужасным штормом, сияют настолько ярко, что могут помочь отчаявшимся судам спастись.
Напоследок скажу, что очень сочувствовал Мартину Идену и всем сердцем пережил ту боль, которая стальным клинком вонзилась в его сознание.
«Давным-давно! Эта мысль сверлила его мозг. Ведь всё это было написано давным-давно! Вот ты теперь угощаешь меня, а когда-то ты предоставлял мне умирать с голоду, отказывал мне от дома, знать не хотел только за то, что я не шел служить. А все мои вещи уже тогда были написаны. Теперь, когда я говорю, ты почтительно молчишь, не спускаешь с меня благоговейного взора, ловишь каждое моё слово. Я говорю тебе, что твоя партия состоит из взяточников и проходимцев, а ты, вместо того чтобы возмутиться, сочувственно киваешь головой и чуть ли не поддакиваешь мне. А почему? Потому что я знаменит! Потому что у меня много денег! А вовсе не потому, что я – Мартин Иден, славный малый и не совсем дурак! Если бы я сказал, что луна сделана из зеленого сыра, ты бы немедленно согласился с этим, во всяком случае, не стал бы мне противоречить, потому что у меня есть целые груды золота. А ведь работа, за которую я их получил, была сделана давным-давно, в те самые дни, когда ты не ставил меня ни в грош и плевал на меня».

На одном из экземпляров своего романа Джек Лондон написал в апреле 1910 года: «Это – книга, которую не поняло большинство критиков. Написанная как обвинение индивидуализма, она была истолкована, как обвинение социализма… Да будь Мартин Иден социалистом, он бы не погиб».

4 комментария:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Весьма двузначное ощущение после прочтения. Заключительная глава взывает к самой основе женской натуры, и так и просит дать волю слезам. Но все же осталась я по прочтении книги при своем первоначальном мнении: не хотел автор, чтоб его героя жалели. Мартин Иден был равно лягушкам препарирован, только как личность, чтоб показать обывателю "что такое хорошо, и что такое плохо". Максимализм - это плохо. Любое проявление чрезмерной увлеченности и потери себя, даже во имя искусства - не есть хорошо, это против природы, и приводит к саморазрушению. Человек должен любить, творить, страдать, разочаровываться (и т.д. и т.п.) ради саморазвития, совершенствования, и априори он не может утверждать, что его точка зрения неопровержима ( а именно к такому решению герой и пришел, под конец рассказа в своих суждениях мысленно разбивая всех наголову). Реализм, который проповедовал Мартин, не допускал слабости, не выносил низости, но ведь это неизбежно в человеческом обществе. Социализм действительно был необходим герою, но не как навязанная идеология, а как антидепрессант и контрольная точка, от которой всегда можно оттолкнуться и к которой всегда можно прийти. Если говорить кратко, это как раз то произведение, в котором каждый может увидеть что-то свое, и лишь поверхностный читатель - только светлый образ и жалость к герою. Но именно такой многогранностью написанное подтверждает свою претензию на гениальность и глубину.

    ОтветитьУдалить
  3. И никак мне не удается с первого раза отправить комментарий)

    ОтветитьУдалить
  4. Юлия, рад вновь созерцать ваш комментарий на блоге! Прочитав его, вспомнил озеро Байкал в ясный день, такой же он кристально-чистый и глубокий. Ну, а радости он мне принес, как буддисту из Бурятии, откопавшему нетленного ламу Итигелова)))
    Если более серьезно, то, скажу, не лукавя, критический "коммент" глубже самой заметки, которая выразила больше эмоций, нежели смысла.
    Однако, уж показалось мне, что как-то вы слишком сурово отнеслись к Мартину. Во-первых, его путь заслуживает восхищения и уважения (кроме финального поступка). Во-вторых, он обладал, в том числе, и прекрасными человеческими качествами.
    Честно говоря, я не ждал такого финала. Надеялся, что он сумеет выбраться из своих дебрей неверных рассуждений. Но надежды не оправдались...
    Вы очень метко добавили про "максимализм", который на пару с индивидуализмом начал разлагать Мартина, как личность. Практически вся литература второй половины 19-го и начала 20-го столетия пропитана идеей доминирования общечеловеческих ценностей над индивидуальными. По-моему, именно в этой идее заложен основной постулат развития человеческой личности.

    ОтветитьУдалить