понедельник, 6 апреля 2015 г.

Наванг Гехлек_Правильная жизнь, правильная смерть_учение о реинкарнации_отрывок из книги_о смерти

Внутренний распад, созерцательное состояние, смерть

Тело состоит из четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха. Мышцы, кости и нервы относятся к земле. Жидкости в теле - это вода. Тепло, помогающее пищеварению и другим процессам, - огонь. А дыхание и кровообращение - воздух. Когда эти четыре элемента уравновешены, нас не беспокоят недомогания, и мы говорим, что мы здоровы. Когда же равновесие нарушено и один элемент становится слабее других, мы чувствуем в теле неудобство и боль, и это может отражаться на состоянии духа.
Смерть есть отделение, разъединение. Когда мы начинаем умирать, а это может происходить постепенно и длиться несколько недель или даже месяцев, - сначала отделяется элемент земли. Ослабленная земля приносит нам водный мираж: будто бы мы видим воду, хотя ее нигде нет. Некоторые люди могут не видеть воды, они только чувствуют, что окружены ею. Одна женщина рассказывала мне, что ее бабушка последние недели перед смертью жаловалась, будто в ее комнате - под кроватью, всюду - вода, хотя никакой воды там не было вовсе. Это первый признак. Он указывает, что элемент земли отделяется от вас, и поэтому элемент воды становится особенно ярко выраженным.
Когда отделяется элемент воды, начинает преобладать огонь. Тогда вы видите дым: как будто бы воздух вокруг вас наполнен дымом, или как будто в комнате сильно накурено или зажжено много благовоний. Один человек, когда умирал, жаловался на то, что в его комнате много дыма. Врач сказал ему: "Не думайте об этом. Это галлюцинация". Так проявлял себя огонь.
Затем огонь уходит, и дым сменяется искрами, словно вы подбросили в воздух горсть тлеющих углей. Теперь, когда земля, вода и огонь отделились, единственный элемент, который остался, - это воздух. Когда и он начинает уходить, вы видите отраженный свет свечи - как будто где-то во тьме за вашей спиной мерцает свеча. Все внешние элементы полностью отделились. Когда отделилась земля, вы больше не можете двигаться. Когда отделяется вода, ваши губы высыхают. Когда огонь уходит, температура тела падает. Наконец, когда воздух покидает вас, вы перестаете дышать и ваше сердце останавливается.
После этого начинает распадаться ваша внутренняя структура. В это время тело уже умирает, однако сознание еще есть, потому что не произошло внутреннего разрыва. И постепенно начинает разделяться неразрушимая капля - та тонкая субстанция, которую вы получили при зачатии от своих родителей. Когда отделяется тонкая субстанция отца, вы видите тусклое лунное сияние. Затем бледный белый свет сменяется красноватой дымкой, это значит, что теперь отделяется и материнская тонкая субстанция. Вы погружаетесь во тьму. Это самая настоящая тьма, и она ошеломляет вас, потому что сначала вы утратили все свои внешние способности, а затем и свою внутреннюю структуру, даже свою неразрушимую каплю. Потрясенные, посреди тьмы, вы словно упали в обморок, потеряли сознание. Вы задыхаетесь, и это чувство выталкивает вас из тела. Такова смерть, и она может быть или очень короткой, или достаточно продолжительной. Для тех, кто способен устранить последние препятствия и достичь полного просветления, это самое подходящее время. На этом промежутке можно ясно видеть: хотя человек не дышит и сердце его больше не бьется, он все еще находится в теле. Нет ни малейших признаков разложения, и кожа имеет вполне здоровый цвет. Но как только сознание покидает тело, кожа тут же блекнет, виски, глаза и щеки западают. Кроме того, из носа и других отверстий могут появиться выделения.
Мой отец, который умер под конец культурной революции в Тибете, оставался в этом состоянии пятнадцать дней. Мой учитель и старший наставник Его Святейшества Далай-Ламы, Линг Ринпоче, оставался в таком состоянии четырнадцать дней. Младший наставник Его Святейшества, Триджанг Ринпоче, - пятьдесят два часа.
Время смерти - очень непростой период. Мы распадаемся, прекращается связь с органами чувств, с пальцами, ладонями, руками, другими частями тела. Мы отделяемся, отделяемся, отделяемся, пока наконец не отделимся от самого тонкого - от родительского семени. И тогда мы становимся необычайно уязвимыми. Чувствительность во время смерти усиливается в тысячи раз. Рвется ваша связь с грубым телом, и вы отделяетесь от него. Восприимчивость ваших чувств возрастает. Нестерпимые страдания могут нахлынуть на вас. Вы можете ощущать себя, как будто вы погребены под обвалом, или вы тонете, или вы в центре циклона. Сознание остается, но оно становится настолько тонким, что в нем не могут проявиться ваши привычные эмоции. И все же, хотя во время смерти ваши эмоции находятся в скрытом состоянии, тем не менее именно они определяют ваше будущее.
То, что продолжает жить после нашей смерти, находится за пределами и хорошего, и плохого. Оно безразлично, оно свободно от добродетели и порока. Оно покидает умершее тело и потом, рано или поздно, в обратном порядке соединяется с элементами воздуха, огня, воды и земли, с которыми оно рассталось во время смерти. Соединившись с элементами, оно приходит в следующую жизнь, обретает новый образ, начинает воспринимать свое "Я" и наконец становится другой личностью.
Карма - это сумма действий, совершенных нами в прошлом, и она идет за нами по пятам. Она - отпечаток всей нашей жизни, которая сжимается и превращается в тончайший след. Карма еще тоньше, чем память, и она невидима. Она проявляет себя, когда возникают подходящие условия.

пятница, 3 апреля 2015 г.

Наванг Гехлек_Правильная жизнь, правильная смерть_учение о реинкарнации_Тибет


Непрерывность индивидуального бытия - это очень и очень тонкое понятие. Реинкарнация может быть безудержным, неистовым смерчем, в котором мы кружимся, подобно осенним листьям, не зная, где нам суждено упасть.
Наванг Гехлек

Книгу «Правильная жизнь, правильная смерть» я купил еще лет восемь тому назад в одном «буддистском» магазинчике, где можно было найти множество атрибутов восточной культуры, начиная от аромамасел и заканчивая китайскими рубахами, пестрящими своими богатыми узорами. Тогда я покупал ее просто из интереса, мне хотелось узнать культурные  различия (в первую очередь, религиозно-духовные) между нашими народами; и мое прочтение, соответственно, не включало в себя осмысленного внутреннего анализа.
В начале этого года книжка Наванга Гехлека волею провидения вновь попала в мои руки, и я повторно ее прочел. Но это уже было совсем другое чтение. Во-первых, потому что мое состояние сознания в последнее время немного стало раздраженным и потеряло некую уверенность в закономерности определенных процессов бытия. Таким образом, я пытался разобраться в своих эмоциях и вернуть себе внутреннюю гармонию. Во-вторых, учение, описанное в книге, добавляло мне  уверенности в необходимости духовной практики для достижения чистоты разума (работа с мыслями, другими словами – медитация).
Буддизм – одна из трех мировых религий, конечно же, имеющая наименьшее число последователей, в сравнении с христианством и исламом. Кстати, среди всех религий мира (в том числе, учитывая национальные) буддизм занимает четвертое место по количеству последователей, уступая бронзовый пьедестал еще и индуизму. Но среди этих распространенных религий, буддизм наиболее сильно отличается от своих «конкурентов», в первую очередь, тем, что не несет в себе понятие единого Бога (как прочие религии), буддизм говорит об «абстрактном идеале». Именно это отличие больше приравнивает буддизм к философскому учению, и придает ему научный фундамент. Сама идея реинкарнации – она очень тесно связана с научными исследованиями генетиков. При этом в большей степени с областью, которая не до конца исследована, а именно – генетическая память. Кроме того, медитативные практики работы с эмоциями и мыслями – это психология в чистом виде.
Поэтому не удивительно, что число последователей этой религии в современном мире увеличивается самыми быстрыми темпами. Современному человеку нужно разумное обоснование религии, а не слепая вера в «смешные ритуалы».

Цитаты из книги:
Плохие эмоции - привязанность, гнев, ненависть и зависть - есть первопричина, удерживающая нас в круговороте рождений и смертей. За плохими эмоциями следуют плохие поступки, плохие поступки порождают плохую карму, а плохая карма приносит плохие кармические последствия.

Тело состоит из четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха. Мышцы, кости и нервы относятся к земле. Жидкости в теле - это вода. Тепло, помогающее пищеварению и другим процессам, - огонь. А дыхание и кровообращение - воздух. Когда эти четыре элемента уравновешены, нас не беспокоят недомогания, и мы говорим, что мы здоровы. Когда же равновесие нарушено и один элемент становится слабее других, мы чувствуем в теле неудобство и боль, и это может отражаться на состоянии духа.

Гнев - это состояние ума, в котором мы хотим причинять вред и наносить обиды. Терпение - это состояние ума, в котором мы удерживаемся от того, чтобы причинять вред и наносить обиды. С гневом тяжелей всего совладать, терпение тяжелей всего развить. Но только терпение может победить гнев.

Называя терпение противоядием от гнева, Будда имел в виду то, что создает хорошую карму. Истинное терпение, о котором он говорил, предполагает стремление не причинять вреда и заботу о себе и ближних. Такое терпение есть состояние ума, в котором вы не испытываете обиды на людей. Это то, что дает силу, воодушевление, целеустремленность и сосредоточенность. И оно совсем не похоже на уставшего до смерти осла, который еле тянет в гору непомерный груз.

Упреки разрушают нашу целостность. Когда что-то не так и вы не правы, не упрекайте себя. Вините плохие эмоции и их источник.

Привязанность и любовь идут рука об руку. Их различие едва уловимо. Их грань тонка и почти незаметна. К любви всегда примешивается привязанность. Поэтому, несмотря на все наши искренние усилия, любить непросто. Вам будет легко сказать, что вы желаете добра, но будет сложно признаться в том, что вы стремитесь к контролю. И все же не отчаивайтесь из-за того, что ваша любовь смешана с привязанностью. С последней нелегко справиться. Привязанность - это сила, которая затягивает нас в круговорот рождения и смерти.

Один джентльмен в Гонконге спросил меня: "Вы говорите не привязываться к хорошим вещам. Но тогда что мне делать со своим "роллс-ройсом"? Я ответил ему: "Если вам нравится управлять "роллс-ройсом", - это замечательно. Но если "роллс-ройс" начинает управлять вами, значит, у вас неприятности".

Наш истинный враг находится у нас внутри. Он изнутри уничтожает нашу радость и добродетели. Он истинный источник наших бед и страданий. Имя ему - эго. Я называю его "Я, драгоценнейший".

Не следить за своим умом - все равно что пустить обезьяну в музей без сторожа. Обезьяна возьмет большую кисть и будет марать картины. Из зависти она замажет их зеленым, из гнева - красным, из привязанности - синим. В конце концов она превратит все картины в сплошную мазню. Поэтому необходимо поймать обезьяну и присматривать за ней. Мы не хотим избавляться от обезьяны своего ума, но и оставлять ее без надзора нельзя. Если мы будем следить за своим умом и правильно его воспитывать, от него будет прок.


суббота, 28 февраля 2015 г.

Айн Рэнд_Крестоносец капитализма

Зиновий Захарович Розенбаум, родом из убогого Брест-Литовска, таки прорвался сквозь черту оседлости, удачно женившись на столичной красавице Анне Борисовне Каплан, уроженке Санкт-Петербурга. Зиновий Захарович много и упорно трудился в фармацевтическом бизнесе и в 1912 году стал собственником перспективной аптеки на Знаменской площади, что  на Невском проспекте. В этой замечательной семье и появилась на свет 20 января 1905 года будущая величайшая американская писательница Айн Рэнд.
Родители очень гордились одаренной дочерью, уже в 4 года она умела читать и писать, а в 9 лет поняла, что хочет стать писательницей. Что ни говори, а «урожденный гений», который делает человека яркой личностью, созревает в детстве. Алиса фантазировала, писала небольшие рассказы, придумывала свой личный иллюзорный мир.
Февральскую революцию Алиса приняла достаточно благожелательно. А вот октябрьскую, по собственному признанию, не приняла. Сложно говорить об осознанном восприятии действительности двенадцатилетним подростком, хотя объективные предпосылки для вышеозначенной оценки были: в Феврале довольно абстрактно лишили привилегий царя, а в Октябре вполне конкретно у Зиновия Захаровича отобрали аптеку – как говорится, две большие разницы. После конфискации Розенбаумы подались в бега, стоит ли удивляться, что дискомфорт кочевой жизни оставил неизгладимый отпечаток на политических воззрениях юной Алисы?
Осенью 1918 года Зиновий Захарович понял, что аптеку вернуть не получится, махнул рукой и вывез семью на Украину. Еще через полгода Розенбаумы подались в Крым, в Евпаторию, где Алиса, внутренне негодуя на советскую власть за отчуждение семейной собственности, безмятежно довершала среднее образование в евпаторийской школе. Спустя четыре года семья вновь перебралась в Северную столицу. 2 октября 1921 года Алиса поступила в Петроградский университет по специальности «социальная педагогика» на трёхлетний курс, объединяющий историю, филологию и право. В годы учёбы познакомилась с идеями Фридриха Ницше, оказавшими на неё большое влияние. Закончила университет весной 1924 года. Некоторые источники ошибочно утверждают, что она была исключена из университета из-за «буржуазного происхождения». В 1925 году в серии «Популярная кино-библиотечка» отдельной книгой вышла первая печатная работа Алисы Розенбаум «Пола Негри» — очерк творчества популярной киноактрисы.
С одной стороны юная студентка ПГУ ненавидела большевиков за их низкое безродное происхождение, за преклонение перед тупыми народными массами и презрение к человеческой личности, но с другой стороны, она тайно испытывала восхищение перед замашками революционных героев, особенно рельефно проявившимися в “подвигах” доблестного ЧК.
Эти переживания почти буквально легли в основу первого романа Рэнд «Мы — живые»: любовного треугольника юной дворянки Киры Аргуновой, Льва Коваленского, сына расстрелянного царского адмирала, и Андрея Таганова, следователю ГПУ.
После  окончания факультета социальной педагогики Алиса Розенбаум поступила на сценарные курсы при Институте театра, музыки и кинематографии и  одновременно глубоко задумалась об отъезде. В 1926 году она  подала документы на выездную визу, и ей повезло. Сама же Алиса свои подлинные намерения держала в строжайшем секрете: визу ей дали не для смены ПМЖ, а лишь для краткосрочной поездки с целью навестить родственников по материнской линии – Портных.
Всю американскую жизнь Айн Рэнд тщательно загоняла в подсознание обратную сторону своей дихотомии — восторженное поклонение перед необузданной брутальностью большевизма. При этом она всячески подчеркивала свое  категорическое неприятие большевистского коллективизма и небрежения правами личности. В этом, кстати, кроется причина, по которой имя Айн Рэнд всегда находилось под строжайшим запретом в Советском Союзе.

Айн Рэнд в стране чудес
Ее влюбленность в Америку началась, когда она смотрела американское кино в ленинградском фотокинотехникуме. Реальность ее не разочаровала, но, попав в 1926 году в Нью-Йорк, она не столько открывала Америку, сколько мысленно создавала утопию, которую можно было бы назвать «анти-СССР». Ее черно-белая модель мира получила, наконец, законченность: мир зла и мир добра.
«Когда в возрасте двенадцати лет, — писала она позднее, — во время русской революции, я впервые услышала коммунистический принцип, по которому человек должен жить во имя государства, я поняла, что вся суть именно в этом, что этот принцип есть зло и что он не может привести ни к чему, кроме зла — независимо от методов, деталей, декретов, постановлений, обещаний и ханжеских общих слов».
«Тогда Америка казалась мне самой свободной страной в мире, страной индивидуальностей».
Между тем, задача была не из легких: валюты в кармане – с гулькин нос, знание языка – ноль (до конца жизни Айн Рэнд говорила по-английски с жутким акцентом), виза всего на полгода. Алиса решила: если не удастся зацепиться, она уедет в Мексику или Канаду, где будет терпеливо дожидаться своего часа. Наивный совет Портных  — плюнуть на формальности и жить себе спокойно без визы, как поступают остальные – Алиса отвергла с негодованием и отнюдь не романтическим прагматизмом: «Я не собираюсь жить в Америке нелегально. Когда-нибудь я стану знаменитой, и это сразу же обнаружится». Как большинство эмигрантов из Советской России, она примкнула к самому правому крылу американской политики.
Русская иммигрантка выбрала себе имя Айн, как укороченное от ее настоящего имени Алиса, и проявила свои творческие способности, выбрав в качестве фамилии название марки своей печатной машинки «Ремингтон Рэнд».
В 1927 году студия, в которой работала Айн Рэнд, закрылась и до 1932 года она перебивалась на разных временных работах: официанткой, продавщицей газетных подписок, а затем костюмершей на студии RKO Radio Pictures. В 1932 году ей удалось продать кинокомпании Universal Studios сценарий «Красной пешки» за 1500 долларов, что на тот момент было очень большой суммой. Эти деньги позволили ей оставить работу и сосредоточиться на литературной деятельности.
Айн Рэнд написала свою первую пьесу «Чердачные легенды» в 1933 году. В следующем году она была поставлена на Бродвее, где продержалась недолго. Это побудило Рэнд взяться за написание своего первого романа «Мы — живые», опубликованного Макмилланом в 1936 году. Это была ее первая работа, осуждающая тоталитаристское государство и тех, кто пожертвовал бы собой во имя этого государства. Позже Рэнд погрузилась в свой первый великий роман «Источник», который она писала в течение четырех лет. Говард Рорк, главный герой книги, стал средством для выражения философской доктрины Рэнд. Рорк стал ее первым героем, представлявшим идеального мужчину. «Источник» был опубликован в 1943 году.  За следующие десять лет «Источник» был продан в количестве четырех миллионов экземпляров и стал классической культовой книгой. По этой книге был сделан фильм в 1949 году в Голливуде с Гарри Купером в главной роли – он сыграл Говарда Рорка. Рэнд была убеждена, что мир живет по законам племени, которые неизбежно превратили бы человека в посредственное животное, ведомое альтруизмом и гедонизмом. Эта первая значительная работа была направлена против распространяющегося коммунизма как смертельного врага творческой и новаторской личности.
Кто такой Джон Голт?
Ее идеальный герой может полностью реализовать себя только в свободной стране. Герои книги «Мы – живые» жили, страдали и любили в несвободном государстве. В романе «Источник» раскрыта проблема «вторичных людей», то есть большинства, которое обязано своим существованием «первичным людям» – интеллектуалам, так как могут жить только за счет их интеллекта. Вот этих «первичных» человечество обязано беречь и ценить. А что может произойти, если «вторичные», как это часто и происходит, не выполняют этой «обязанности», можно увидеть в «Атлант расправил плечи», в действии которого лучшая часть человечества объявляет забастовку. Таким образом, роман является следствием проблемы, которая поставлена в «Источнике».
Рэнд восхваляет лучшие качества человека – разум, независимость и чувство собственного достоинства. «Атлант» воплотил в себе все важные положения «философии объективизма», основанной на принципах индивидуализма, разумного эгоизма и разума, являющейся интеллектуальным обоснованием капитализма в противовес социализму. Рэнд считала единственной правомерной функцией государства защиту прав человека и его собственности.
Рэнд написала первую строку «Атлант расправил плечи» в 1946 году, это была фраза «Кто такой Джон Голт?», и потом потратила двенадцать лет, пытаясь ответить па этот вопрос в философском диалоге. Чтобы написать знаменитую речь Джона Голта по радио, потребовалось два года. Героем книги было «человеческое сознание», которое высвечивалось через главного героя Джона Голта, фактически являвшегося трансформированным «вторым я» Рэнд.
Книга «Атлант расправил плечи» – это не столько роман, сколько эпический миф, который объясняет философские ошибки коллективистских обществ. Джон Голт выражает дух предпринимательства всего человечества, что наиболее ярко высказано в его знаменитой фразе:
«Я никогда не буду жить ради другого человека и никогда не попрошу другого человека жить ради меня»
После выхода в свет «Атланта» Айн Рэнд провела остаток жизни, проповедуя объективизм – основанное ею философское течение «рационального эгоизма». С конца пятидесятых годов Айн Рэнд в плотную занялась философией, выпуская в различные годы такие свои книги как: «Капитализм: неизвестный идеал», «Для нового интеллектуала», «Введение в философию познания объективизма», «Новые левые: антииндустриальная революция», «Философия: кому она необходима», «Добродетель эгоизма», влияние которых Америка ощущает и сегодня.
За год до смерти Айн Рэнд выступила с речью на ежегодной конференции в Новом Орлеане, организованной Джеймсом Бланшаром, председателем Национального комитета за денежную реформу. Четыре тысячи видных предпринимателей, банкиров, финансовых консультантов, инвесторов, экономистов, управляющих паевыми фондами и фабрикантов, затаив дыхание, внимали каждому слову своего кумира. Айн Рэнд завершила выступление словами Джона Голта, героя романа «Атлант расправил плечи»:
«…Мир, которого ты так желаешь, может быть завоеван, он существует, он реален, он возможен, он твой. Но для того, чтобы его завоевать, требуется полная концентрация, полный разрыв с миром твоего прошлого, разрыв с доктриной о том, что человек — это жертвенное животное, которое существует для удовольствия окружающих. Сражайся за самоценность собственной личности. Сражайся за собственную гордость. Сражайся за сущность человека: его суверенное рациональное сознание…»
Айн Рэнд сама признавала, что развить ее философские положения невозможно за жизнь одного поколения людей. Вместе с тем, как признают многие американские критики, Айн Рэнд была и остается по существу русским мыслителем. Как и большинство оригинальных мыслителей России, она была художником слова, общественным критиком, философом вне рамок любых известных школ, человеком, идеи которого всегда были направлены против традиционных антиномий западной мысли.
Она умерла 6 марта 1982 года в Нью-Йорке. Айн Рэнд вошла в историю не только как великий писатель, но и как одна из немногих женщин, нашедших в себе достаточно смелости, чтобы попытаться изменить мир, в котором жила.
Люди, знакомые с творчеством Айн Рэнд, относятся к ней обычно противоположно, в зависимости от собственных политико-экономических воззрений. Для либералов и сторонников свободного рынка она – пророк и выдающийся мыслитель. Для сторонников социализма и иных теорий, ставящих приоритет групповых интересов над индивидом, Айн Рэнд — "отмороженная либертарианка”. В любом случае с идеями и творчеством Айн Рэнд желательно быть знакомым каждому — помимо интересного взгляда на многие явления социума, это очень хорошая «прививка» от разного рода ультралевацких заблуждений.

ИСПОЛЬЗОВАН МАТЕРИАЛ ВСЕВОЛОДА ЖАРКОВА

суббота, 21 февраля 2015 г.

Айн Рэнд_Источник_отрывок из речи Тухи

    Каждая этическая система, проповедующая жертвенность, вырастала в мировую и властвовала над миллионами людей. Конечно, следует подобрать соответствующую приправу. Надо говорить людям, что они достигнут высшего счастья, отказываясь от всего, что приносит радость. Не стоит выражаться ясно и определённо. Надо использовать слова с нечётким значением: всеобщая гармония, вечный дух, божественное предназначение, нирвана, рай, расовое превосходство, диктатура пролетариата. Разлагай изнутри, Питер. Это самый старый метод. Этот фарс продолжается столетиями, а люди всё ещё попадаются на удочку. Хотя проверка может быть очень простой: послушай любого пророка и, если он говорит о жертвенности, беги. Беги, как от чумы. Надо только понять, что там, где жертвуют, всегда есть кто-то, собирающий пожертвования. Где служба, там и ищи того, кого обслуживают. Человек, вещающий о жертвенности, говорит о рабах и хозяевах. И полагает, что сам будет хозяином. А если услышишь проповедь о том, что необходимо быть счастливым, что это твоё естественное право, что твоя первая обязанность — ты сам, знай: этот человек не жаждет твоей души. Этот человек ничего не хочет от тебя. Но стоит ему прийти — и ты заорёшь во всё горло, что он эгоистичное чудовище. Так что метод доказал свою надёжность в течение многих столетий. Но ты должен был заметить кое-что. Я сказал: «Надо только понять». Понимаешь? У людей есть оружие против тебя. Разум. Поэтому ты должен удостовериться, что отнял его у них. Выдерни из-под него то, на чём он держится. Но будь осторожен. Не отрицай напрямую, не раскрывай карты. Не говори, что разум — зло, хотя некоторые делали и это, и с потрясающим успехом. Просто скажи, что разум ограничен. Что есть нечто выше разума. Что? И здесь не стоит быть слишком ясным и чётким… Здесь неисчерпаемые возможности. Инстинкт, чувство, откровение, божественная интуиция, диалектический материализм. Если тебя прихватят в самых критических местах и кто-то скажет, что твоё учение не имеет смысла — ты уже готов к отпору. Ты говоришь, что есть нечто выше смысла. Что тут не надо задумываться, а надо чувствовать . Верить.  Приостанови разум, и игра пойдёт чертовски быстро. Всё будет, как ты хочешь и когда ты хочешь. Он твой. Разве можно управлять мыслящим человеком? Нам не нужны мыслящие люди.

пятница, 20 февраля 2015 г.

Айн Рэнд_Источник_зарождение атлантов

Можно сказать, что роман «Источник» стал своеобразным пунктом отправления в философию Айн Рэнд, которая воспевает «добродетель эгоизма». Следующим романом стала фундаментальная работа «Атлант расправил плечи». Однако, зарождение атланта, создание прототипа данного образа, свершилось именно в произведении «Источник».
В этой книге перед нами предстают три образа атлантов: Говард Рорк, Гейл Винанд и Доминик Франкон. Все они сильные и талантливые личности, с ярко выраженной индивидуальностью и умением распознавать суть происходящих процессов в обществе. В первую очередь, от большинства остальных людей они отличаются наличием железной воли и развитого мышления, которые им помогают иметь  собственное мнение, а не идти на поводу у общественных «трендов». Во вторую, их себялюбием и эгоизмом (хочется уточнить, что вековая коммунистическая пропаганда привила к сознанию «наших» людей негативную окраску понятию «эгоизм». Для тех, кто на самом деле так думает, настоятельно советую прочитать данный роман, чтобы увидеть «обратную сторону медали»).
Но каждый из этих трех «атлантов» кардинально отличается своим поведением и отношением к окружающему социуму. Более того, поступки каждого из них, ранжируют наше отношение к этим положительным героям. К примеру, для меня лучший образ – это, конечно же, Говард Рорк, далее Гейл Винанд и в последнюю очередь Доминик Франкон.
Говард Рорк – это атлант, который создает собственную реальность, не пытаясь вписываться в реальность других и подстраиваться под тех, от кого порою зависит общественное мнение. У него свое видение красоты, свои принципы и идеалы, и он придерживается их, даже, в те моменты, когда весь мир против его принципов. Он готов работать в каменоломнях, вместо того чтоб иметь богатство и уважение, если получить эти блага он может, лишь, пожертвовав своими принципами. Для Рорка не существует никаких компромиссов с обществом и самим собой. Он четко исполняет свое предназначение и живет в соответствии со своей философией. Это идеализированный образ. Если такие люди и существуют, то в соотношении: 1 к миллиону.
Гейл Винанд – это такой же атлант во всём, как и Рорк, за исключением одного – он пожертвовал своими принципами ради благ, среди которых для него самое весомое – власть. Он подстроился под общество, понял, что нужно обществу, и дал обществу это, взамен обретя власть, деньги и статус. Повстречав Рорка, Винанд вспомнил о том, чем ему пришлось пожертвовать ради создания своей империи, и готов был, отказаться от всего, ради того, чтоб вернуть себе те принципы, от которых однажды отказался. Но не выстоял, в отличие от Рорка, в этой битве с общественным мнением. Он очень привык к своему статусу. Ведь знаете, как тяжело отказаться от того, к чему привык.

Доминик Франкон – это самый слабый атлант из этой компании, успевшей, кстати, сыграть в «любовный треугольник». Доминик отстранилась от общества, даже, не попробовав  сражаться, как Рорк, либо играть в компромисс со своей совестью, как Винанд. Она просто замкнулась в себе, ушла в апатию, стала безразличной, молча призирая общество, в котором она жила. Честно говоря, мне этот персонаж совсем не понравился. Ее «усовершенствованная версия» - Дагни Таггарт (главная героиня трилогии «Атлант расправил плечи»), это же совсем другое дело. Той девушкой можно восхищаться.

воскресенье, 8 февраля 2015 г.

Айн Рэнд_Источник_философия романа

Нас долго учили тому, что жить ради другого человека – хорошо, что интересы общества стоят выше интересов личности, что жертвенность – это способность духовно-развитых индивидуумов, что жалость – это показатель чувствительности сердца.
Все вышеперечисленные постулаты растерты в пыль романом «Источник», который доказывает, что такое понимание человеческих ценностей – обман.
Источник самой жизни – это человек, его сознание и воля, при помощи которых он создает мир вокруг себя, и строит взаимоотношения с другими людьми. Источник человеческих действий – это заинтересованность в получении удовольствия от этих действий. Другими словами, эгоизм. И это надо признать – такова наша природа.
Вот такая гипотеза выносится на рассмотрение Айн Рэнд. Доказывает данную гипотезу в своей книге писательница при помощи метода от противного. Она раскрывает мотивы поведения героев, призывающих к коллективизму и альтруизму. И вот какие мотивы ими руководят:
- жажда власти (Элтсворт Тухи, самый яркий персонаж из негативных героев романа);
- зависть и честолюбие (Питер Киттинг, жалкая тень великого Говарда Рорка. Даже, не тень, а след от подошвы ботинка);
- обида и желание «отыграться» (Уэббс, Куки и другая бездарная молодежь, выбравшая творческие профессии);
- бесхребетность и полное отсутствие интересов в жизни (Кэти, которая всегда хотела, чтоб за нее принимали решение другие люди).
Поэтому за завесой альтруизма у всех этих людишек скрываются другие мотивы, более близкие к эгоизму, если не сам эгоизм в чистом виде.
Теперь перейдем к жертвенности. В романе данная тема раскрывается с материалистической точки зрения. То есть, люди жертвуют своими материальными благами в пользу других. И Айн Рэнд обращает внимание на одну весьма существенную деталь: чтобы чем-то пожертвовать, это что-то сначала нужно создать (вспомнилось, как в мультфильме «Простоквашино» Матроскин говорил Шарику: «Что-бы что-то продать, сначала это «что-то» надо купить!»). И те люди, которые хотят жертвовать (либо распределять блага в пользу нищих и обездоленных) обычно сами ничего не создают. Ибо для того чтоб создавать (творить) нужно иметь ярко-выраженное собственное «Я». А творцы с таким ярким собственным «Я» никогда не пожертвуют своим творением. 
О жалости, совсем, можно не упоминать. Я думаю, каждый сам понимает, что жалеть можно ущербных людей. Жалеть – значит признавать ущербность того, кого жалеешь. Другое дело сочувствовать.
Как по мне, то философия Айн Рэнд базируется на фундаментальных философских концепциях Канта и Шопенгауэра (последнего в большей степени).
Заметьте, что все позитивные герои у Айн Рэнд - сильные личности с талантами и способностями – это творцы и эгоисты, которые делают прогресс нашей цивилизации, и как-правило выступают за защиту права собственности, а все негативные герои – это слабые и бездарные люди, которые пытаются распределить то, что создали «творцы»!
Вот такая философия!


суббота, 7 февраля 2015 г.

Айн Рэнд_Источник_создание романа


«Крест — это символ пытки. Я предпочитаю знак доллара — символ свободной торговли и свободного разума»
Айн Рэнд

Несколько лет назад мне довелось прочитать трилогию «Атлант расправил плечи» американской писательницы Айн Ренд. Это произведение серьезно повлияло на мое мировоззрение и подход к оценке общественного уклада. Однако, «Атланту» я до конца так и не смог поверить, осталось впечатление, что писательница для доказательства правоты собственных жизненных принципов и идеалов «преувеличила до невозможного» качества и способности своих героев. Только по отношению к положительным героям (эгоистам-капиталистам) она применила такую же положительную «гиперболу», сделав из них идеальных, волевых, талантливых, физически сильных людей, а к отрицательным героям (альтруистам-социалистам) – негативную, обезобразив их облик, как моральный, так и физический. Все это на фоне экономических и политических потрясений уж выглядело как-то «по-рекламному». Будто к предвыборной кампании книга писалась. Не поймите меня не верно, роман я читал с огромнейшим интересом и буквально за пару дней прочитывал книжку, однако, поверить в пропагандируемые идеалы не мог.
И вот в мое поле зрения в прошлом месяце попал роман «Источник», о котором я услышал массу одобрительных отзывов. Я прочел данную книгу на одном дыхании, несмотря на то, что она внушительных размеров, да и глубина проделанной работы поражает. Такие произведения пишутся на протяжении нескольких лет. Основная идея книги, такая же, как в «Атланте»: эгоизм – это врожденное качество человека, от которого невозможно избавиться. Правильный эгоизм – это двигатель прогресса и созидатель всех благ, которыми владеет человечество. Детально мы разберем философию романа в следующих статьях. Сейчас же скажу, что прочитав роман «Источник» – я поверил в эту основную идею, которая пропагандируется писательницей. В романе нет политики и экономики, все крутится вокруг личного выбора и человеческих отношений. И в процессе этих отношений и личного выбора мы понимаем, что за маской «альтруизма и добродетели» скрывается еще более порочный эгоизм и самообман!
Давайте начнем с истории создания «Источника».
Роман писался в течение четырех лет. Приступая к работе над романом, сюжет и герои которого были связаны с незнакомой ей профессиональной сферой, Рэнд прочитала множество книг об архитектуре и биографий архитекторов. Когда закончились деньги, полученные в качестве гонораров за предыдущие работы, Рэнд пришлось подрабатывать рецензентом-фрилансером, оценивая и отбирая сценарии для киностудий. У нее оставалось меньше времени на написание романа, однако, такой поворот событий познакомил ее Ричардом Миландом (сценарист), который свел Рэнд со своими знакомыми в издательской сфере, в частности в Bobbs-Merrill Company. Редактору Арчибальду Огдену, недавно начавшему работать в Bobbs-Merrill, роман понравился. Однако мнения двух штатных рецензентов разошлись. Один считал, что это великая книга, которую не удастся продать, другой полагал, что это макулатура, но будет хорошо продаваться. Начальник Огдена, президент издательства Д. Л. Чамберс, принял решение отклонить книгу. Огден в ответ написал в головной офис: «Если это неподходящая для вас книга, то я неподходящий для вас редактор». Проявленное Огденом упорство привело к тому, что в декабре 1941 года контракт с Айн Рэнд был подписан. Двенадцать других издательств «Источник» отклонили.
«Источник» был опубликован в мае 1943 года. Сначала книга продавалась плохо, но благодаря народной молве в итоге попала в списки бестселлеров. В августе 1945 года, через два года после выхода в свет, роман занял шестую строчку списка бестселлеров The New York Times.
За десять лет «Источник» был продан в количестве четырех миллионов экземпляров и стал классической культовой книгой. По этой книге был сделан фильм в 1949 году в Голливуде с Гарри Купером в главной роли – он сыграл Говарда Рорка.