пятница, 3 апреля 2015 г.

Наванг Гехлек_Правильная жизнь, правильная смерть_учение о реинкарнации_Тибет


Непрерывность индивидуального бытия - это очень и очень тонкое понятие. Реинкарнация может быть безудержным, неистовым смерчем, в котором мы кружимся, подобно осенним листьям, не зная, где нам суждено упасть.
Наванг Гехлек

Книгу «Правильная жизнь, правильная смерть» я купил еще лет восемь тому назад в одном «буддистском» магазинчике, где можно было найти множество атрибутов восточной культуры, начиная от аромамасел и заканчивая китайскими рубахами, пестрящими своими богатыми узорами. Тогда я покупал ее просто из интереса, мне хотелось узнать культурные  различия (в первую очередь, религиозно-духовные) между нашими народами; и мое прочтение, соответственно, не включало в себя осмысленного внутреннего анализа.
В начале этого года книжка Наванга Гехлека волею провидения вновь попала в мои руки, и я повторно ее прочел. Но это уже было совсем другое чтение. Во-первых, потому что мое состояние сознания в последнее время немного стало раздраженным и потеряло некую уверенность в закономерности определенных процессов бытия. Таким образом, я пытался разобраться в своих эмоциях и вернуть себе внутреннюю гармонию. Во-вторых, учение, описанное в книге, добавляло мне  уверенности в необходимости духовной практики для достижения чистоты разума (работа с мыслями, другими словами – медитация).
Буддизм – одна из трех мировых религий, конечно же, имеющая наименьшее число последователей, в сравнении с христианством и исламом. Кстати, среди всех религий мира (в том числе, учитывая национальные) буддизм занимает четвертое место по количеству последователей, уступая бронзовый пьедестал еще и индуизму. Но среди этих распространенных религий, буддизм наиболее сильно отличается от своих «конкурентов», в первую очередь, тем, что не несет в себе понятие единого Бога (как прочие религии), буддизм говорит об «абстрактном идеале». Именно это отличие больше приравнивает буддизм к философскому учению, и придает ему научный фундамент. Сама идея реинкарнации – она очень тесно связана с научными исследованиями генетиков. При этом в большей степени с областью, которая не до конца исследована, а именно – генетическая память. Кроме того, медитативные практики работы с эмоциями и мыслями – это психология в чистом виде.
Поэтому не удивительно, что число последователей этой религии в современном мире увеличивается самыми быстрыми темпами. Современному человеку нужно разумное обоснование религии, а не слепая вера в «смешные ритуалы».

Цитаты из книги:
Плохие эмоции - привязанность, гнев, ненависть и зависть - есть первопричина, удерживающая нас в круговороте рождений и смертей. За плохими эмоциями следуют плохие поступки, плохие поступки порождают плохую карму, а плохая карма приносит плохие кармические последствия.

Тело состоит из четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха. Мышцы, кости и нервы относятся к земле. Жидкости в теле - это вода. Тепло, помогающее пищеварению и другим процессам, - огонь. А дыхание и кровообращение - воздух. Когда эти четыре элемента уравновешены, нас не беспокоят недомогания, и мы говорим, что мы здоровы. Когда же равновесие нарушено и один элемент становится слабее других, мы чувствуем в теле неудобство и боль, и это может отражаться на состоянии духа.

Гнев - это состояние ума, в котором мы хотим причинять вред и наносить обиды. Терпение - это состояние ума, в котором мы удерживаемся от того, чтобы причинять вред и наносить обиды. С гневом тяжелей всего совладать, терпение тяжелей всего развить. Но только терпение может победить гнев.

Называя терпение противоядием от гнева, Будда имел в виду то, что создает хорошую карму. Истинное терпение, о котором он говорил, предполагает стремление не причинять вреда и заботу о себе и ближних. Такое терпение есть состояние ума, в котором вы не испытываете обиды на людей. Это то, что дает силу, воодушевление, целеустремленность и сосредоточенность. И оно совсем не похоже на уставшего до смерти осла, который еле тянет в гору непомерный груз.

Упреки разрушают нашу целостность. Когда что-то не так и вы не правы, не упрекайте себя. Вините плохие эмоции и их источник.

Привязанность и любовь идут рука об руку. Их различие едва уловимо. Их грань тонка и почти незаметна. К любви всегда примешивается привязанность. Поэтому, несмотря на все наши искренние усилия, любить непросто. Вам будет легко сказать, что вы желаете добра, но будет сложно признаться в том, что вы стремитесь к контролю. И все же не отчаивайтесь из-за того, что ваша любовь смешана с привязанностью. С последней нелегко справиться. Привязанность - это сила, которая затягивает нас в круговорот рождения и смерти.

Один джентльмен в Гонконге спросил меня: "Вы говорите не привязываться к хорошим вещам. Но тогда что мне делать со своим "роллс-ройсом"? Я ответил ему: "Если вам нравится управлять "роллс-ройсом", - это замечательно. Но если "роллс-ройс" начинает управлять вами, значит, у вас неприятности".

Наш истинный враг находится у нас внутри. Он изнутри уничтожает нашу радость и добродетели. Он истинный источник наших бед и страданий. Имя ему - эго. Я называю его "Я, драгоценнейший".

Не следить за своим умом - все равно что пустить обезьяну в музей без сторожа. Обезьяна возьмет большую кисть и будет марать картины. Из зависти она замажет их зеленым, из гнева - красным, из привязанности - синим. В конце концов она превратит все картины в сплошную мазню. Поэтому необходимо поймать обезьяну и присматривать за ней. Мы не хотим избавляться от обезьяны своего ума, но и оставлять ее без надзора нельзя. Если мы будем следить за своим умом и правильно его воспитывать, от него будет прок.


Комментариев нет:

Отправить комментарий