четверг, 23 апреля 2015 г.

Наванг Гехлек_Правильная жизнь, правильная смерть_учение о реинкарнации_отрывок из книги_ЭГО

Наш истинный враг находится у нас внутри. Он изнутри уничтожает нашу радость и добродетели. Он истинный источник наших бед и страданий. Имя ему - эго. Я называю его "Я, драгоценнейший".
"Я, драгоценнейший" не служит никакой полезной цели. Он предъявляет лишь непосильные, невыполнимые и необоснованные требования. Он хочет быть наилучшим и при этом не считается ни с кем. До тех пор пока "Я, драгоценнейший" получает желаемое, дела идут неплохо. Но как только его желания перестают исполняться, он нацеливается на себя и начинает себя ненавидеть. В конце концов его ненависть к себе сжигает вас дотла.
Прежде всего, мое эго отделяет меня от всего остального, существующего в мире. Оно сосредоточено на "мне" как на самом важном. В результате восприятие своего "Я" увеличивается у нас до размеров понятия "Мое": "Это Мой друг! Это Мой враг! Я люблю Моего друга! Я ненавижу Моего врага! Я помогаю Моему другу! Я препятствую Моему врагу!" Вот где корни и привязанности, и ненависти. Оказывается, они не возникают ниоткуда.
"Мое" становится для меня значительней, чем "не мое". Обычная чашка, став "Моей", оказывается гораздо ценнее. То же самое происходит с "Моим" телом, "Моей" страной, "Моей верой", "Моей религией". "Мое" все больше и больше раздувается и набирает силу.
Я - самый важный, поэтому, чтобы не обделить себя, я должен получить свое. Вы хотите взять свою долю за счет меня. Я хочу взять ее прежде, чем это сделаете вы. Мы воспринимаем себя как нечто совершенно отдельное от других, и поэтому мы сталкиваемся друг с другом. Но как я смог бы сказать, что вы "там", а я "здесь", если бы "там" и "здесь" не обусловливали друг друга? "Там" необходимо основывается на "здесь", в свою очередь "здесь" невозможно без "там". Это значит, что и "я" и "вы", или же и "я" и "все остальные", - все это взаимозависимо.
"Кто я?" По сути, этот вопрос задает наше эго. Мы говорим: "Я Наванг Гехлек" или же "Я американец", "Я юрист", "Я мать", "Я пенсионер". Но и то, и другое, и пятое - лишь ярлыки, которые всегда можно сменить. "Я" существует не так, как нам кажется. Личность непостоянна. Кроме имени она связана со временем и телесным обликом. То, чем обусловлена личность, непрерывно меняется, даже если не принимать в расчет реинкарнацию. "Я" изменяется вместе с условиями и всегда находится в процессе преображения. Сейчас вы молоды, но потом вы состаритесь. В какой-то период своей жизни вы худой, потом вы полный. Вы то болеете, то чувствуете себя хорошо. Вы то в браке, то одиноки. Имя вы можете сменить. Если бы ваша личность была предопределена, то с каждым изменением вы становились бы совершенно иным человеком.
Личность "Наванг Гехлек" существует, потому что есть тело Наванга Гехлека, и, кроме этого тела, есть еще имя и ум. Имя "Гехлек" - ярлык, нечто вроде дорожного знака, указывающего на ум и тело. Ум соединяет тело и имя в Гехлека - личность. Таково мое "Я". Но мое "Я" думает, что оно не зависит ни от имени, ни от ума, ни от тела, оно считает, что существует само по себе.
Для эго все кажется существующим само по себе. Например, деревянный стол. Кто-то отдал этот стол мне. Он мой. Я заплатил за него, и теперь это мой стол. Но стол не мыслим вне связи с другими объектами. Стол стоит на полу, он сделан из древесины, состоящей, в свою очередь, из молекул. У стола есть столешница и четыре ножки. Если одну ножку отрезать, получится поломанный стол. Если отрезать все ножки, стол превратится в большой поднос. Без молекул не было бы древесины, и тогда стол разлетелся бы на части. Эго не понимает этого.
Где скрывается этот "Я, драгоценнейший", "Я, повелитель"? Как бы вы ни искали, найти его не удастся. Вы можете возразить: "Как это? Я же здесь! Я существую". Где?! Где постоянное место жительства этого вашего "Я"? Может быть, ваше эго есть ваше тело? Или оно не телесно? Или же, может быть, эго - это ум? Или оно все-таки отличается от ума? Эго - это личность или же нет? Неизвестно. Мое тело - это я? А мой ум - это тоже я? Если я тело, то какая его часть? Кровь? Сердце? Ребра? Мозг? Или если я ум, то что именно - мысли, эмоции, ощущения, чувства? Вы можете до бесконечности перебирать части своего тела, но вы не найдете среди них того, что было бы вашим "Я". Вы можете перебрать все составляющие своего ума, вы и там себя не найдете. Такова безусловная истина. Это не значит, что вас не существует. Не значит, что вы не мыслите, не чувствуете, не ощущаете. Не значит, что вы не вступаете в отношения или же что у вас нет своих взглядов. Вы существуете, но ваше существование относительно. Поэтому ваш "Я, драгоценнейший", "Я, повелитель" оказывается фиктивной и вовсе ненужной вещью.
Человеческие существа инстинктивно стремятся к неизменности своего естества. И этого же хочет их эго. Эго хочет постоянства во всем. Оно считает постоянным даже стол. Но можно и без Эйнштейна понять: на самом деле никакого постоянства нет и все в этом мире относительно. Если мы родились, значит, мы умрем. Если что-то возникло, оно когда-нибудь видоизменится и разрушится. Ночь сменит день. Свет исчезнет во тьме. Субатомная частица танцует в пустоте, но чем точнее мы пытаемся ее измерить, тем сложнее нам сказать, где она находится. Формула Эйнштейна E=mc2 говорит о сохранении энергии и материи. И то и другое сохраняется даже при взрыве ядерной бомбы. Но самое главное не умещается в формулу. Вселенная состоит не только из материи и энергии. Вселенная состоит из материи, энергии и сознания. Сознание не может перестать быть сознанием. Так же как материя и энергия, оно не может быть уничтожено. Оно меняет форму, но оно остается. Материя, энергия и сознание, пространство и время - все это взаимозависимые составляющие единого тотального процесса. И все в этом процессе движется, изменяется и дышит. И ничего не бывает окончательно.
Согласно теории относительности Эйнштейна, постоянной и объективной реальности не существует в природе. Реальность зависит от точки зрения того, кто наблюдает, и от направления движения и скорости того, что является объектом наблюдения. Движется наблюдаемое навстречу тому, кто наблюдает, или же оно удаляется от него в какую-то другую сторону? И с какой скоростью? Ответы на эти вопросы делают относительным результат любого наблюдения, потому что нет единственной фиксированной точки, из которой можно выстроить постоянные отношения вещей.
Если нет единственной фиксированной точки отсчета, тогда кто "Я"? Кто заявляет о себе как о неизменном "Я, драгоценнейшем"? Наверняка вы слышали истории, в которых помощник правителя получал такое влияние, что ненужным делался сам правитель. То же самое происходит с эго. Оно берет всю власть в свои руки. Эго занимает подчиненное положение, но оно начинает полностью управлять вами.
"Я, драгоценнейший" - это самозванец, который притворяется мной. Эго чувствует себя уверенно и думает, что стоит у руля, но на самом деле как целого его нет, оно всего лишь набор мыслей, идей и страхов. Как мне понять, что эго не истинный я? Мои интересы отличаются от интересов эго. Я хочу мира, спокойствия и счастья, но со мной продолжают случаться беды. Я не желаю обижать других, но почему-то не могу остановиться. Я не хочу, чтобы другие терпели неудачу, но, когда они достигают успеха, зависть гложет меня. Глубоко внутри самого себя каждый из нас обладает прекрасными, добрыми качествами. Благодаря этим качествам мы можем стать такими же мудрыми и любящими, как Будда. У нас есть все природные задатки великих учителей, все природные задатки Будды. Но наше эго ужасно боится за свое существование и хочет спастись любой ценой. Если вы подбираетесь к нему слишком близко, оно тут же обнаруживает свой страх быть уничтоженным. Защищаясь, оно призывает на помощь гнев и привязанность. Подобно пчелиной матке, которая ради своих целей распоряжается пчелами, эго использует жала зависти, гордыни и ненависти. Иначе "Я, драгоценнейший" потерпит поражение. Когда мой "Я, драгоценнейший" исчезнет, со мной самим ничего не случится и моя жизнь станет лучше.


Комментариев нет:

Отправить комментарий