воскресенье, 8 февраля 2015 г.

Айн Рэнд_Источник_философия романа

Нас долго учили тому, что жить ради другого человека – хорошо, что интересы общества стоят выше интересов личности, что жертвенность – это способность духовно-развитых индивидуумов, что жалость – это показатель чувствительности сердца.
Все вышеперечисленные постулаты растерты в пыль романом «Источник», который доказывает, что такое понимание человеческих ценностей – обман.
Источник самой жизни – это человек, его сознание и воля, при помощи которых он создает мир вокруг себя, и строит взаимоотношения с другими людьми. Источник человеческих действий – это заинтересованность в получении удовольствия от этих действий. Другими словами, эгоизм. И это надо признать – такова наша природа.
Вот такая гипотеза выносится на рассмотрение Айн Рэнд. Доказывает данную гипотезу в своей книге писательница при помощи метода от противного. Она раскрывает мотивы поведения героев, призывающих к коллективизму и альтруизму. И вот какие мотивы ими руководят:
- жажда власти (Элтсворт Тухи, самый яркий персонаж из негативных героев романа);
- зависть и честолюбие (Питер Киттинг, жалкая тень великого Говарда Рорка. Даже, не тень, а след от подошвы ботинка);
- обида и желание «отыграться» (Уэббс, Куки и другая бездарная молодежь, выбравшая творческие профессии);
- бесхребетность и полное отсутствие интересов в жизни (Кэти, которая всегда хотела, чтоб за нее принимали решение другие люди).
Поэтому за завесой альтруизма у всех этих людишек скрываются другие мотивы, более близкие к эгоизму, если не сам эгоизм в чистом виде.
Теперь перейдем к жертвенности. В романе данная тема раскрывается с материалистической точки зрения. То есть, люди жертвуют своими материальными благами в пользу других. И Айн Рэнд обращает внимание на одну весьма существенную деталь: чтобы чем-то пожертвовать, это что-то сначала нужно создать (вспомнилось, как в мультфильме «Простоквашино» Матроскин говорил Шарику: «Что-бы что-то продать, сначала это «что-то» надо купить!»). И те люди, которые хотят жертвовать (либо распределять блага в пользу нищих и обездоленных) обычно сами ничего не создают. Ибо для того чтоб создавать (творить) нужно иметь ярко-выраженное собственное «Я». А творцы с таким ярким собственным «Я» никогда не пожертвуют своим творением. 
О жалости, совсем, можно не упоминать. Я думаю, каждый сам понимает, что жалеть можно ущербных людей. Жалеть – значит признавать ущербность того, кого жалеешь. Другое дело сочувствовать.
Как по мне, то философия Айн Рэнд базируется на фундаментальных философских концепциях Канта и Шопенгауэра (последнего в большей степени).
Заметьте, что все позитивные герои у Айн Рэнд - сильные личности с талантами и способностями – это творцы и эгоисты, которые делают прогресс нашей цивилизации, и как-правило выступают за защиту права собственности, а все негативные герои – это слабые и бездарные люди, которые пытаются распределить то, что создали «творцы»!
Вот такая философия!


Комментариев нет:

Отправить комментарий