четверг, 3 апреля 2014 г.

Роман "Дневник страха", стр. 84 - 87


VI.
Черпало деревянной ложки, вырезанной из березового дерева, периодически погружалось в пиалу с клубничным вареньем. Ярко-красный фон этой чумички обрамлял роспись из золотых цветков и листьев. Витой черенок ложки поочередно оказывался то в руке бабушки, то - Сергея Владимировича, то - моей. По мере опорожнения пиалы с вареньем уменьшалась и гора блинов, лежавших на большой фарфоровой тарелке по центру стола. Бабушка имела привычку раз в неделю, обычно в воскресенье, устраивать маленькую Масленицу, на которую непременно звала нашего дружелюбного соседа. Мы пили липовый чай, ели блины, щедро смазанные вареньем либо медом, и вели самые обыкновенные беседы. Сначала бабушка рассказывала нам какую-нибудь историю из своей молодости: о том, как строили колхоз, о том, что бывали периоды, когда из-за отсутствия обуви приходилось босыми ногами ступать по острой стерне, о том, как ходили пешком в ближайший город за солью и сахаром, пятьдесят шесть километров в одну сторону, о том, как она спасла лошадей во время пожара в конюшне, о том, как повстречала моего деда и много других историй. Я с не скрываемым интересом слушал ее былины, восхищаясь мужеством и энтузиазмом людей строивших себе место для жизни в условиях, которые трудно представить современному человеку, не знавшему голода в послевоенное время, не ходившему босым, не работавшему по шестнадцать часов в сутки. Бабушка замолкала, и мы еще десять минут пили чай в размышляющей тишине, затем Сергей Владимирович задавал мне вопрос о том, какую книгу я читаю, и советовал  очередной литературный шедевр для последующего моего знакомства с ним. Тем и заканчивался наше домашнее чаепитие.
Однако, в этот августовский вечер бабушка не рассказывала своих историй, может быть, неисчерпаемый источник рассказов иссяк, а, может быть, у нее просто не хватило настроения для душевной беседы. Поэтому она включила телевизор, который должен был служить фоном, скрывающим наше легкое посербывание ароматного чая. И по совершенной случайности время нашего чаепития совпало с выходом сводки криминальных новостей по одному из местных каналов областного значения. На экране появились кадры из больницы одного из районных центров области. Показывали молодого парня, лежащего неподвижно на койке, с перевязанными руками и головой. Звонкий голос ведущей отчеканивал слова о том, что неизвестные жестоко избили парня, нанеся ему черепно-мозговую травму, сломав руки и затем привязав обнаженное тело жертвы к дереву у дороги. Милицией начат оперативный розыск преступников.
- Що то з людьми поробылося? - с отвращением произнесла бабушка и выключила телевизионную коробку, повествующую о таких садистских преступлениях.
- Да-а, - протянул Сергей Владимирович, нахмурив брови и нервно постукивая пальцами по столу, - озверели совсем.
- Ще не успели забуть про тэ дивча, спалэнэ на стройци. На весь свит сволота зганьбыла мисто.
- На западе не лучше, - подозрительно рассматривая блины, как бы вслух размышляя, произнес седой старик. - То один придурок людей в кинотеатре расстреливает, то другой - детей в школе.
- До какой черты дошло общество, что с человеком могут обращаться, как с ненужной картонной коробкой, которую можно или разорвать, или безнаказанно сжечь? - с болью взглянул я в глаза Сергея Владимировича.
- Ты знаешь, мне кажется, оно ни до чего не доходило. Мы всегда существовали на грани между смертью и жизнью, между злом и добром, между светом и тьмою, - сделав паузу, глубоко вздохнул старый мудрец. - Раньше просто не было интернета и телевидения, которые бы так быстро придавали колоссальный резонанс любому событию, даже случившемуся в таком небольшом городке, как наш.
- Опасная философия, Сергей Владимирович! - резко заметил я, а в моем голосе прозвучали стальные нотки. - Так может и бороться не следует, раз ничего не меняется? Раз всё по кругу повторяется?
- Бороться надо, в первую очередь с собою, а потом уже и со всем, направленным на тебя злом. Понимание же непрекращающейся борьбы, в которой мы находимся, как в вечном круговороте бытия, даёт нам стимул для получения силы, в первую очередь духовной.
- То есть, вы всё сводите к личностному развитию, тем самым унижая роль государственного воспитания и систем государственного наказания?
- Я думаю, что система государственного наказания никак не влияет на исход той вечной борьбы, о которой я повествую.
- Да, не было бы виселицы на площади - давно уже бы уничтожили друг друга. 
- Ты знаешь, я так не считаю. Кроме того, я не отвергаю наказания, как такового, а говорю, что государственное наказание не является эффективным.
- Какое же наказание эффективно, по-вашему? Может быть, Божье? - сверкнул я глазами. Этот диалог, в первую очередь, был важен для меня, так как я искал ответы на мучающие меня вопросы. Сергей Владимирович не отводил глаз от моего взволнованного взгляда. Мы совсем оставили без внимания милую бабушку, которая начала есть блины с нарастающим от переживания аппетитом, попеременно поглядывая то на моё лицо, передающее с экспрессией всю важность для меня этого разговора, то на лицо старика, приветливо улыбающееся своему  встревоженному собеседнику. В первый раз она стала свидетелем наших философских дебатов.
- Наверное, эффективно. Но я не имел возможности быть свидетелем такового. Но попрошу заметить, что Бог требует от нас справедливости, тем самым, дает нам право, в свою очередь, требовать справедливости от ближнего своего. Справедливость же предполагает соразмерность наказания со временем преступления.
- Так, - я продемонстрировал сосредоточенность внимания, ожидая ответа на свой вопрос.
- Общественное наказание гораздо эффективнее государственного. Ты знаешь, во времена княжеств Русских нарушить какой-то из обычаев общины было предосудительно каждым членом общины. Такие нарушители превращались в изгоев, за которыми следовало людское презрение.
- Не уж то ли презрение так страшно для преступника?
- Поверь мне, страшно. В принципе, вместе с презрением не редко можно было получить пудовым кулаком в глупую головушку.
- Видимо, меньше трусов среди добрых людей было во времена княжеские, - я закрыл глаза и плавно выдохнул воздух ноздрями, пытаясь вернуться в состояние эмоционального равновесия, так как неприятные воспоминания всплыли в моем сознании, воспоминания о той ужасной ночи моего последнего свидания с Полиной. Воспоминания о случайном прохожем, ускорившем свой шаг и спрятавшем голову за пазуху, о невольном наблюдателе из окошка, зашторившем аккуратненько занавесочку и сделавшем звук телевизора погромче. Самой ужасной болью в сердце отдавало воспоминание о собственной трусости. Укор другим случайным свидетелям этого трагичного инцидента был, лишь, завуалированной обидой на самого себя. Я уверен, что вы поймете эту мысль. Вспомните свою критику близких вам людей, разве вы не пытались упрекнуть их  в тех ошибках, которые либо делали сами, либо которых ужасно боялись. Сергей Владимирович молчал, и мне не оставалось ничего другого, как вновь повторить вслух свой укор, к великому сожалению, до сих пор не покинувший мое сердце: - Трусы, жалкие трусы!

Комментариев нет:

Отправить комментарий