Наткнулся в одной статье о
русском языке и литературе на ссылку книги Владимира Солоухина «Камешки на
ладони». Решил прочитать и не разочаровался в своем решении. Считаю данную
работу особенно полезной для начинающих литераторов. Книга не большая и относится скорее к
публицистическому жанру. В ней автор просто делиться отдельными мыслями,
касательно искусства, языка, жизни в целом. Вот как он сам характеризует свою
книгу:
«Много лет назад я завел себе
тетрадь в темно-коричневом переплете, из тех, что у нас называются общими. При
чтении книги, в разговоре с друзьями, на писательском собрании, во время
одиноких прогулок, в жарком споре мелькала иногда мысль… Впрочем, не то чтобы
мысль – некая формулировка, некое представление, касающееся чаще всего литературы.
Ну и смежных искусств. Это представление, эту формулу, эту мысль (может быть, в
конце концов, проще всего сказать – мысль) я старался либо запомнить, либо
записать на клочке бумаги, на авиационном билете, на листочке, выдранном из
чужого перекидного календаря. Когда такие бумажки накапливались по карманам, я
доставал их, разглаживал на ладони, потому что происходил отбор. Некоторые я
переписывал в тетрадку».
В общем, в данной книге Владимир
Солоухин отобрал наиболее яркие (по его
мнению) мысли, как, человек, увлеченный собиранием гладких камешков на морском
берегу, отбирает себе наиболее необыкновенные камни среди общей массы серой
гальки. Я же, в свою очередь, ознакомившись с его коллекцией камешков, выбрал
из нее те, что понравились мне. Ниже привожу Вам, лишь, небольшую горстку из
отобранных мною экземпляров.
***
Есть игра, или как теперь модно говорить – психологический практикум.
Заставляют быстро назвать фрукт и домашнюю птицу.
Если человек выпалит сразу «яблоко» и «курицу», то считается, что он
мыслит банально и трафаретно, что он не оригинальная, не самобытная личность.
Считается, что оригинальный и самобытный человек, обладающий умом из ряда вон
выходящим, должен назвать другое: апельсин, грушу, утку, индюка.
Но дело здесь не в оригинальности ума, а в открытом простодушном
характере или, напротив, в хитрости и лукавстве. Лукавый человек успеет
заподозрить ловушку, и хотя на языке у него будут вертеться то же яблоко и та
же курица, он преодолеет первоначальное, импульсивное желание и нарочно скажет
что-нибудь вроде хурмы и павлина.
***
Сколько людей на свете, столько и понятий о счастье, потому что счастье
состоит в удовлетворении запросов, а запросы бывают разные. Русская пословица
говорит: «У каждого по горю, да не поровну. У одного похлебка жидка, у другого
жемчуг мелок». То же можно сказать о счастье.
Тем не менее у любого счастья существует фон, или, вернее, основа, и
есть подробности крупных планов.
Наиболее прочной и, вероятно, единственно прочной основой является
глубокая удовлетворенность главным делом своей жизни, которое тоже у каждого
человека свое.
Личные, повседневные огорчения и радости (подробности крупного плана)
могут, конечно, на время заслонять основное. Но при отсутствии основного они не
могут составить счастья.
***
Смотрю на прекрасное женское лицо, как бы излучающее некий свет. Да, в
процессе эволюции, из-за соображений целесообразности, могли укоротиться руки,
мог выпрямиться позвоночник, из второй пары рук могли образоваться ноги. Но
какая целесообразность сделала из обезьяньей морды прекрасное, божественное
лицо?!
***
Когда начинается разговор о благах, принесенных человечеству
цивилизацией, то в первую очередь приходят на ум совершенно необыкновенные
способы передвижения, удобства транспорта.
Начать с малого. Город одним уж тем отличается от деревни в лучшую
сторону, что в нем можно пользоваться удобными троллейбусами, автобусами, а в
некоторых городах и метро.
Но нетрудно заметить, что это удобство пришло к людям лишь с необходимостью ими пользоваться. В самом деле: троллейбус
нужен лишь потому, что далеко до места работы, до кинотеатра, до магазина, до
рынка. Зачем в деревне троллейбус?
Говорят: до Хабаровска теперь вы можете долететь за восемь часов а ваш
дед не мог. Но деду не нужно бы лететь в Хабаровск. У него пасека была на
задворках, поле в двух километрах, а в гости он ездил, запрягая тарантас если
на Успеньев день, и санки, если на масленицу.
Вглядываясь пристальнее в другие разнообразные блага современной жизни,
замечаешь, что все они служат лишь для погашения не всегда приятных
необходимостей и, таким образом, не имеют права называться благам. В конце
концов благо и пенициллин, но для того, чтоб он воспринимался как благо, нужна,
увы, болезнь. Для здорового же человека это совершенно излишний предмет.
Кстати, о метро. Конечно, оно прекрасно. Но ведь только от горькой
нужды мы, люди, должны лезть под землю, чтобы там передвигаться. Человеку было
бы более свойственно неторопливо ходить или ездить там, где растет трава, где
плавают облака и светит солнце.
***
Почему герои «Мертвых душ» вот уже стольким поколениям читателей
кажутся удивительно яркими, выпуклыми, живыми? Ни во времена Гоголя, ни позже,
я думаю, нельзя было встретить в чистом виде ни Собакевича, ни Ноздрева, ни
Плюшкина. Дело в том, что в каждом из гоголевских героев читатель узнает… себя!
Характер человеческий очень сложен. Он состоит из множества склонностей. Гоголь
взял одного нормального человека (им мог быть и сам Гоголь), расщепил его на
склонности, а потом из каждой склонности, гиперболизировав ее, создал
самостоятельного героя. В зародышевом состоянии живут в каждом из нас и
склонность к бесплодному мечтательству, и склонность к хвастовству, и
склонность к скопидомству, хотя в сложной совокупности характера никто из нас
не Манилов, не Ноздрев, не Плюшкин. Но они нам очень понятны и, если хотите,
даже близки.
***
Когда слова, что пишутся на бумаге, не обеспечены определенным
количеством искреннего, неподдельного чувства, наступает инфляция слов.
***
Когда нам не хочется умирать, это значит, что нам не хочется лишаться
того, что мы уже знаем, пережили, видели: солнца, моря, дождя, травы, снега,
музыки, любви… А вовсе не потому не хочется умирать, что осталось-де много
неизведанного. О неизведанных радостях и наслаждениях мы не думаем и не жалеем.
***
Понятие о мещанстве у меня очень ясное. Если человек живет благополучно
и говорит, что жизнь прекрасна, в то время как вокруг него и его благополучного
дома творятся безобразия, требующие если не прямого вмешательства, то хотя бы
боли душевной, – такой человек мещанин, и пусть у него в квартире висят
современные картины и стоит современная модная мебель.
Человек, радости и горести которого шире его собственного
благополучия, – не мещанин, если даже в доме у него растут пресловутые
фикусы.
***
Прочитал статью, в которой моральный облик нескольких молодых людей
поставлен в зависимость от материальной обеспеченности (богатые папа с мамой,
папина «Победа», лишние карманные деньги…)
Но мне кажется, что материальная обеспеченность не связана с уровнем
морали никоим образом.
Моральный облик человека зависит от его воспитания. Тургенев был очень
богат, Толстой был граф, Диккенс не бедствовал. С другой стороны, Бетховен и
Рембрандт умерли в бедности. Купца Третьякова или богача Савву Мамонтова я не
упрекнул бы в аморальном поведении, так же как нищих писателей А. Грина или
Велимира Хлебникова. Бывают бедные жулики и обеспеченные люди образцового
поведения, так же как богатые подлецы и бедняки, исполненные благородства.
Итак, моральный облик человека зависит от его воспитания. Качество
воспитания зависит от культуры, умения и моральных принципов воспитателей. К
воспитателям относятся как отдельные люди (родители, учителя, друзья), так и
общество в целом с его орудиями воспитания: искусство всех видов, печать,
радио, церковь.
Моральный уровень общества или времени (века) зависит от господствующих
в данное время моральных принципов. Например, одним из моральных (а если быть
точным – аморальных) принципов XX века во многих странах стал подмеченный, предсказанный и разоблаченный еще
Достоевским принцип: «Все дозволено». Его воздействию подвергаются люди
самого различного материального положения.
***
Наука может уничтожить гору Эверест или даже ликвидировать Луну. Но она
не может сделать хоть чуточку добрее человеческое сердце. Здесь начинается роль
искусства.
***
Существует так называемый критерий Тьюринга (английский математик). В
изоляции друг от друга находятся два собеседника. Если один из них (живой
человек) не может распознать в своем собеседнике кибернетическое устройство,
значит, у человека перед компьютером нет, в сущности, никаких преимуществ.
Некоторые физики, основываясь на критерии Тьюринга, наталкивают нас на
вывод, что живая литература скоро будет не нужна и что машины будут писать
рассказы лучше, нежели живые писатели.
Может быть, и правда нельзя отличить живого собеседника от
кибернетического, если обсуждать математические закономерности или литературные
произведения, несущие в себе только информационную функцию.
А если спросить у собеседника, когда он последний раз плакал или
смеялся? По какому случаю? Жалко ли ему Грушницкого? Каренину? Симпатизирует ли
он Раскольникову? За какой идеал он способен пожертвовать собой? На что он
готов ради любви? Ради матери? Болит ли за что-нибудь у него душа?
Мне кажется, при таком характере разговора изобличить механического
собеседника не так уж трудно.
***
Однажды я ночевал в коренном дагестанском ауле.
Днем, пока мы суетились и разговаривали, обедали и пели песни, ничего
не было слышно, кроме обыкновенных для аула звуков: крик осла, скрип и
звяканье, смех детей, пенье петуха, шум автомобиля и вообще дневной шум, когда
не отличаешь один звук от другого и не обращаешь на шум внимания, хотя бы
потому, что и сам принимаешь участие в его создании.
Потом я лег спать, и мне начал чудиться шум реки. Чем тише становилось
на улице, тем громче шумела река. Постепенно она заполнила всю тишину, и ничего
в мире кроме нее не осталось. Властно, полнозвучно, устойчиво шумела река,
которой днем не было слышно нигде поблизости, Утром, когда мир снова наполнился
криками петуха, скрипом колеса, громыханием грузовика и нашим собственным
разговором о всякой ерунде, я спросил у жителей аула и узнал все же, что река
мне не приснилась, она действительно существует в дальнем ущелье за горой,
только днем ее не слышно.
Каково же художнику сквозь повседневную суету жизни прислушиваться к
постоянно существующему в нем самом и в мире, но не постоянно слышимому голосу
откровения?
И я мог бы многое услышать в этом мире, но, к сожалению, сам я все
время шумел.
Комментариев нет:
Отправить комментарий