Одна из подружек посоветовала
почитать Мураками (Японский писатель-современник, книги которого расходятся
миллионными тиражами). Я решил воспользоваться искренним советом, несмотря на
то, что в последний раз в подобной ситуации, мои ожидания были жестоко обмануты
(советовали нашумевший бестселлер «50
оттенков Грея». Моего терпения хватило на 150 страниц, после чего книжка была
захлопнута и убрана на далёкую полку. Не могу сказать, что я был шокирован, так
как прекрасно знаком с уровнем современной массовой культуры, но всё же осадок
остался).
Я заглянул в книжный магазин в
своем районе, находящийся недалеко от дома, чтобы поинтересоваться о наличии
книг данного писателя. Знаете, может быть это консервативно, но предпочитаю
читать бумажные книги, а не с монитора ноутбука либо с электронной книги. Мне
приятно переворачивать страницы, делать карандашом свои заметки, оставлять
закладочку в нужном месте. В общем, больше кайфа!
Единственная книга Мураками,
которая была в наличии – сборник рассказов «Токийские легенды». Я решительно
взял ее в руки и направился к кассе, но, к моему большому счастью, боковым
зрением я скользнул по знакомой фамилии на обложке одной из книг, стоящих на
полке – Коэльо. И, к моему большому
удивлению, это был тоже сборник рассказов под названием «Подобно реке». Ещё
учась в университете, я прочитал несколько романов Коэльо: «Алхимик», «На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала», «Пятая гора», «Дьявол и сеньорита Прим» и «Книга воина
света». Я был в восторге от произведений этого крупнейшего из бразильских
литераторов. Наиболее любимый роман (из
прочитанных) - «Дьявол и сеньорита Прим». До сих пор я помню основной
вопрос, который автор задал нам: «Неужели только виселица на площади способна
укротить порывы темной стороны человеческой души?»
В общем, купив две книги, я на
позитиве направился домой. Еще бы у меня появилась возможность не просто
ознакомиться с творчеством Харуки Мураками, но и сравнить его стиль написания и
его ценности с уже известным мне автором (хотя не известном в жанре короткого
рассказа).
Как раз на днях после удачной
покупки мне довелось отправиться на несколько дней в Киев. Мураками я прочел по
дороге туда, а Коэльо - обратно. Обе книги смело можно признать литературными
произведениями, в отличии от многих сегодняшних "бестселлеров".
Но всё же моему сердцу более
близок Пауло Коэльо. Рассказы Мураками читаются легко, они более современные,
написаны в духе символизма и такие же непредсказуемые, как японские танка
(стихи). Но, по-моему, автор больше хотел удивить читателя, чем заставить его
сопереживать, и как следствие, расти духовно. Коэльо же основной целью для себя
поставил - именно достучаться до сердец читателей, донести до них истину.
Коэльо - это не просто писатель,
он воин света, который встав на путь правды, не сворачивает с него, для
которого каждая возможность изменить себя - это возможность изменить весь мир!
В книге Пауло Коэльо конечно же
были рассказы, после которых я, не делая паузы, переходил к следующим. Но было
достаточное количество таких, которые оставляли глубокое послевкусие, которые
волновали и заставляли размышлять, наводили на другие важные идеи. Хотелось бы
привести здесь один из таких рассказов:
Пианист в торговом центре.
Слоняюсь
по торговому центру вместе со знакомой скрипачкой. Урсула, которая родом из
Венгрии, сейчас является ведущей солисткой двух всемирно известных филармоний.
Вдруг она хватает меня за руку:
—
Послушай!
Слушаю.
Слышу взрослые голоса, детский гомон, звуки от телевизоров, работающих в отделе
бытовой техники , цоканье каблуков по плиткам и музыку — ту, которая
исполняется в торговых центрах всего мира.
—
Чудесно, не правда ли?
Отвечаю,
что не слышу ничего чудесного: музыка как музыка.
—
Пианино! — говорит она, и во взгляде ее читается разочарование мною. — Пианист
играет чудесно!
—
Скорее всего, это запись.
— Не
говори глупостей.
Прислушавшись,
я соглашаюсь, что музыка живая. Исполняется одна из сонат Шопена. Теперь, когда
мой слух настроился на музыку, у меня возникает ощущение, будто ноты растворяют
все остальные шумы вокруг. Мы идем по заполненным посетителями коридорам,
вдоль магазинов в витринах которых — как утверждает реклама —
выставлено все, что доступно людям (всем, кроме меня да вас). Попадаем на
площадку, где множество людей едят за столиками, разговаривая, споря, читая
газеты. В таком месте во всех торговых центрах для завлечения публики
располагается какая-нибудь достопримечательность.
В
данном случае это пианист.
Он
исполняет еще две сонаты Шопена, а потом пьесы Шуберта и Моцарта. На вид ему
около тридцати; табличка, выставленная сбоку от небольшой сцены, сообщает, что
он — известный музыкант из Грузии, одной из бывших советских республик.
Наверное, искал работу, стучался в разные двери, но никто не открыл ему — он
отчаялся и теперь вынужден играть в этом месте.
Но я
не уверен, что все было именно так: его глаза излучают сияние волшебного мира,
где родилась исполняемая им музыка; движения рук передают любовь,
одухотворенность, все богатство его души, годы учебы, самозабвенного, упорного
труда. Единственное, что непостижимо уму, это то, что среди присутствующих нет
никого — ни одного человека! — кого привело бы сюда желание послушать его. Они
пришли, чтобы делать покупки, есть, развлекаться, глазеть на витрины,
встречаться с приятелями. Рядом с нами останавливается супружеская пара: они
громко о чем-то разговаривают, а потом идут дальше. Пианист не замечает их: он
все еще беседует с духом Моцарта. Но он не замечает и того, что на его концерте
все-таки присутствуют два человека, один из которых — талантливая скрипачка —
слушает его со слезами на глазах.
Мне
вспоминается часовня, куда я забрел однажды случайно и где увидел девушку,
играющую на скрипке для Господа. Но то была часовня и происходящее в ней имело
смысл. Здесь же никто не слышит музыканта. Возможно, не слышит и сам Господь
Бог.
Нет,
неправда! Бог слышит. Бог — в душе и в руках этого человека, отдающего другим
лучшее, что в нем есть, не думая о признании и о выгоде. Он играет так, словно
находится на сцене миланской Ла-Скалы или Парижской Оперы. Потому что такова
его судьба, его радость и смысл его жизни.
Меня
охватывают беспредельное восхищение и благоговение перед человеком, который в
этот момент напоминает мне о самой важной истине: у каждого есть своя легенда,
которой он обязан следовать, — и точка! Не имеет значения, как другие относятся
к тебе: помогают, ругают, игнорируют, терпят, — ты поступаешь так, потому
что это твое предназначение и источник радости на этой земле.
Пианист
завершает еще одну пьесу Моцарта и впервые обращает на нас внимание. Он
приветствует нас едва заметным наклоном головы, мы отвечаем тем же. Через
минуту он снова возвращается в свой Рай и лучше всего оставить его там, не
напоминая о существовании этого мира даже робкими аплодисментами.
Он —
пример для всех нас. Когда нам кажется, что никому не нужно то, что мы делаем,
вспомним об этом музыканте: сидя за пианино, он беседует с Богом, а все
остальное не имеет для него ни малейшего значения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий