В самом деле, нет ничего досаднее как быть, например,
богатым, порядочной фамилии, приличной наружности, недурно образованным, не
глупым, даже добрым, и в то же время не иметь никакого таланта, никакой
особенности, никакого даже чудачества, ни одной своей собственной идеи, быть
решительно “как и все”. Богатство есть, но не Ротшильдово; фамилия честная, но
ничем никогда себя не ознаменовавшая; наружность приличная, но очень мало
выражающая; образование порядочное, но не знаешь, на что его употребить; ум
есть, но без своих идей; сердце есть, но без великодушия, и т. д., и т. д. во
всех отношениях. Таких людей на свете чрезвычайное множество и даже гораздо
более, чем кажется; они разделяются, как и все люди, на два главные разряда:
одни ограниченные, другие “гораздо поумней”. Первые счастливее. Ограниченному
“обыкновенному” человеку нет, например, ничего легче, как вообразить себя
человеком необыкновенным и оригинальным и усладиться тем без всяких колебаний.
Стоило некоторым из наших барышень остричь себе волосы, надеть синие очки и
наименоваться нигилистками, чтобы тотчас же убедиться, что, надев очки, они
немедленно стали иметь свои собственные “убеждения”. Стоило иному только
капельку почувствовать в сердце своем что-нибудь из какого-нибудь общечеловеческого
и доброго ощущения, чтобы немедленно убедиться, что уж никто так не чувствует,
как он, что он передовой в общем развитии. Стоило иному на слово принять
какую-нибудь мысль или прочитать страничку чего-нибудь без начала и конца,
чтобы тотчас поверить, что это “свои собственные мысли” и в его собственном
мозгу зародились. Наглость наивности, если можно так выразиться, в таких
случаях доходит до удивительного; всё это невероятно, но встречается поминутно.
Эта наглость наивности, эта несомневаемость глупого человека в себе и в своем
таланте, превосходно выставлена Гоголем в удивительном типе поручика Пирогова.
Пирогов даже и не сомневается в том, что он гений, даже выше всякого гения; до
того не сомневается, что даже и вопроса себе об этом ни разу не задает;
впрочем, вопросов для него и не существует. Великий писатель принужден был его,
наконец, высечь для удовлетворения оскорбленного нравственного чувства своего
читателя, но, увидев, что великий человек только встряхнулся и для подкрепления
сил после истязания съел слоеный пирожок, развел в удивлении руки и так оставил
своих читателей. Я всегда горевал, что великий Пирогов взят Гоголем в таком
маленьком чине, потому что Пирогов до того самоудовлетворим, что ему нет ничего
легче как вообразить себя, по мере толстеющих и крутящихся на нем с годами и
“по линии” эполет, чрезвычайным, например, полководцем; даже и не вообразить, а
просто не сомневаться в этом: произвели в генералы, как же не полководец? И
сколько из таких делают потом ужасные фиаско на поле брани? А сколько было Пироговых
между нашими литераторами, учеными, пропагандистами. Я говорю “было”, но уж,
конечно, есть и теперь…
Разряд же людей “гораздо поумнее” также, с ног до головы, заражен
желанием оригинальности. Но этот разряд, как мы уже и заметили выше, гораздо
несчастнее первого. В том-то и дело, что умный “обыкновенный” человек, даже
если б и воображал себя мимоходом (а пожалуй, и во всю свою жизнь) человеком
гениальным и оригинальнейшим, тем не менее сохраняет в сердце своем червячка
сомнения, который доводит до того, что умный человек кончает иногда совершенным
отчаянием; если же и покоряется, то уже совершенно отравившись вогнанным внутрь
тщеславием. Впрочем, мы во всяком случае взяли крайность: в огромном
большинстве этого умного разряда людей дело происходит вовсе не так трагически;
портится разве под конец лет печенка, более или менее, вот и всё. Но всё-таки,
прежде чем смириться и покориться, эти люди чрезвычайно долго иногда куралесят,
начиная с юности до покоряющегося возраста, и всё из желания оригинальности.
Встречаются даже странные случаи: из-за желания оригинальности иной честный
человек готов решиться даже на низкое дело; бывает даже и так, что, иной из
этих несчастных не только честен, но даже и добр, провидение своего семейства,
содержит и питает своими трудами даже чужих, не только своих, и что же? всю-то
жизнь не может успокоиться! Для него нисколько не успокоительна и не утешительна
мысль, что он так хорошо исполнил свои человеческие обязанности; даже,
напротив, она-то и раздражает его: “Вот, дескать, на что ухлопал я всю мою
жизнь, вот что связало меня по рукам и по ногам, вот что помещало мне открыть
порох! Не было бы этого, я, может быть, непременно бы открыл – либо порох, либо
Америку, – наверно еще не знаю что, но только непременно бы открыл!” Всего
характернее в этих господах то, что они действительно всю жизнь свою никак не
могут узнать наверно, что именно им так надо открыть, и что именно они всю
жизнь наготове открыть: порох или Америку? Но страдания тоски по открываемому,
право, достало бы в них на долю Колумба или Галилея.
Ф.М. Достоевский (из романа "Идиот")
Комментариев нет:
Отправить комментарий