воскресенье, 16 июня 2013 г.

ТОП-10 фильмов по версии С.Норда (ч.2)

6. Царство небесное (2005 год, режиссер - Ридли Скотт, автор сценария - Уильям Монахан).
Казалось бы, что я мог поставить этот фильм в один ряд вместе с такими фильмами, как «Храброе сердце», «Гладиатор», «Троя», то есть, просто упомянуть о нем в описании 3-й позиции этого рейтинга. Однако, это совсем не так. Данный фильм кардинально отличается от прочих исторических эпопей, так как в нем на первое место выходит битва за веру. Кроме того, четко проводится граница между полем сражения за веру, и полем сражения религиозных фанатиков.
Кто более свят: Баллиан, убивший человека за воровство и подлость или священник, соблюдающий четкое церковное писание? На этот вопрос мы получаем ответ тогда, когда Иерусалим попадает в осаду мусульман. Саладин предлагает переговоры, и перед тем как к нему направиться, Баллиан имеет коротенький диалог со служителем церкви (это классика).
Священник: - Думаю, надо сдаться и принять ислам, тогда нас оставят в живых и отпустят.
Баллиан: - А как же люди, которые скрываются за стенами этого города.
Священник: - На все воля Божья.
Баллиан: - Спасибо, святой отец, я многое от вас узнал о вере!

И ценность данного шедевра не только в том, что через весь фильм красной нитью проходит тема о том, что церковь – есть власть не Божья, а человеческая, а, скорее, в том, что не религиозный человек (Баллиан сам вначале говорит, что Бог ему не открывается) сохраняет духовную чистоту, которой  можно только восторгаться.
Когда я впервые смотрел этот фильм, то спрашивал себя, а согласился бы я, на месте Баллиана, убить Ги де Лузиньяна и стать королем Иерусалима, женившись на Себилле. И мой ответ был: - «Да, согласился». Ведь, это же было очевидно, учитывая ненависть Ги к незаконному сыну Годфри, что тот сразу же с ним расправится, став королем. Но поэтому-то я и не Баллиан, и моя совесть далеко не чиста.
Если бы Баллиан искал комфорта и опасался за свою драгоценную личность, он бы убил Ги, но если бы он был таким, то он никогда бы не принял бой за Иерусалим, потому что он бы бежал вместе с Тиберием на Кипр (тот ему предлагал это), вновь опасаясь за свою драгоценную жизнь, наплевав на всех людей, оставшихся в Иерусалиме. Но у Баллиана в отличие от многих священников, рыцарей (типа Тиберия) и других людей (вроде бы соблюдающих общественные законы и, даже, молящихся в храмах) есть совесть, которая чиста.
Напоследок, хотелось бы переадресовать тебе, уважаемый читатель,  последнее наставление, которое  Баллиану подарил его отец:

Будь бесстрашен перед лицом неприятеля,
Будь смел и прям и Господь тебя ни оставит,
Будь на стороне истины,
Действуй справедливо, даже, если смерть тебе грозит,
Защищай слабых и не твори зла!

7. Офицеры (1971 год режиссер - Владимир Роговой, автор сценария - Борис Васильев, Кирилл Рапопорт).
Это один из тех фильмов, которые я посмотрел еще в детстве, в семейном кругу. Затем неоднократно пересматривал этот фильм, так как его транслируют по телевидению с каждым приближением 9 мая.
«Есть такая профессия – Родину защищать!» - основная идея, которая доносится зрителю.
Еще учась в университете, я часто слышал от некоторых сокурсников о том, что это государственная промывка мозгов, о том, что молодые ребята на войнах погибают из-за ненужных политических игр (которые, в принципе, сводятся к получению прибыли определенными сторонами), о том, что нужно отменить армию и прочее. На это всё хотелось бы сделать сейчас несколько замечаний. Во-первых, отчасти правы носители такого мнения, но, лишь, отчасти. Потому что когда дело касается защиты своей Родины, то рассуждать о причинах глупо, когда уже имеет место прямая угроза. К примеру, если вас хулиган на улице остановил и уже бьет в лицо, то смотреть на него с укоряющим взглядом и говорить: «По-моему тебя неправильно воспитали родители», как то не совсем уместно. Во-вторых, надо четко разобраться, что такое Родина. Например, для меня, Родина – это, в первую очередь люди, которые окружают меня, которые мне дороги. И защищать таких людей, просто, необходимо, во всяком случае, если ты – мужчина. В-третьих, мы живем далеко не в идеальном мире, где столкновение со злом неизбежно, поэтому на государство могут напасть в любую минуту (как и на вас – хулиган на улице), соответственно у государства должна быть мускулатура, чтоб иметь возможность защищаться (на счет этого, можете почитать в моей книге «Тайна вседозволенности», там удачный пример из общения отца с сыном, 3 глава). Я, конечно, надеюсь что когда-то мечта Толстого о мире, где нет насилия, осуществится, но будет это, поди, не в ближайшем будущем (по прогнозам Ефремова, к примеру, через 2 000 лет).
Кроме того, мне очень важно то, что в данной киноленте изображена настоящая дружба двух мужчин, которую не ослабил, даже, тот факт, что они вдвоем любили одну женщину.  Такая дружба заслуживает уважения, и должна быть примером для всех ребят, впрочем, как и мужество характера.

8. Адвокат дьявола (1997 год, режиссер - Тэйлор Хэкфорд, по роману Эндрю Найдермана).
"Тщеславие - мой любимейший из грехов" - такими словами заканчивается данный фильм.
На одну чашу весов поставлены: деньги, слава, власть, секс, а на другую - совесть, которая подлежит растлению. Выбирать тебе. При этом, выбирая, на ухо тебе будут шептать: "Для чего ты сам себя мучаешь? Зачем тащишь на спине мешок с кирпичами? Ты не виноват, что тебя наделили инстинктами и, в то же время, заставили обуздать их. Это тебе не нужно! Живи полной жизнью и получай удовольствие. Всё остальное не имеет значения!"
"Человеческий аппетит возрос до такой степени, что может расщеплять атомы с помощью своего вожделения. Их эго достигло размеров кафедрального собора. Смазывая даже убогие мечты зелёными, как доллары, и жёлтыми, как золото, фантазиями, можно добиться того, что каждое человеческое существо превратится в честолюбивого императора и будет обожествлять самого себя. Пока мы суетимся, совершаем одну сделку за другой, кто позаботится о нашей планете? И это в то время, когда воздухом нельзя дышать, а воду нельзя пить, даже пчелиный мёд приобретает металлический привкус радиоактивности. Все заняты тем, что торгуют контрактами на будущее, а ведь будущего уже нет: в нас целый миллиард эдди борзунов, несущихся трусцой в будущее, и каждый из них готов надругаться над бывшей планетой Господа, а потом отказаться нести ответственность. Когда они дотронутся до клавиши компьютера, чтобы подсчитать свои часы работы, оплачиваемые в долларах, придёт прозрение, но будет поздно — им придётся заплатить по счетам, они попытаются отказаться от своих обязательств — не выйдет".  

9. Весна на заречной улице (1956 год, режиссер - Феликс Миронер, Марлен Хуциев, автор сценария - Феликс Миронер).
Люблю советские фильмы. На мою осознанную жизнь припало лишь время развала Советского Союза и последующие десять лет разрухи, поэтому мне сложно судить о том, как жилось в СССР. Большая часть людей, с которыми я общался по этому поводу, утверждает, что замечательно, меньшая часть - негативно относится к тому периоду времени. Однако, смотря советские фильмы, я понимаю простую вещь - такое кино могли снимать только счастливые люди. Теми добротой, человечностью и взаимопомощью, которыми наполнен советский кинематограф, можно только восхищаться.
Не знаю, почему мне очень дорог этот фильм. Может быть, потому, что его герои - обычные люди, которые умеют радоваться жизни, трудиться, любить и пытаться быть лучше. Может быть, потому, что в нем я впервые услышал "второй концерт для фортепиано с оркестром" Рахманинова.
В наше время увидеть такой фильм - исключительная редкость. Сейчас в почете либо супер-герои, либо супер-злодеи, да, чуть не забыл - ещё супер-богачи. И все ценности сводятся к тому - где бы побольше урвать, куда бы в уютное место удрать и там к какой "сочной попе" пристать. Вот мечта современного человека! "Оставайся мальчик с нами, будешь нашим королём!"
Я понимаю, что заварил здесь солянку, начав о Советском союзе, продолжив произведением великого композитора и закончив убогими ценностями нашего времени, но я сейчас собираюсь добавить в неё еще и оливку с лимончиком. Хочу  привести слова выдающегося писателя современности, Коэльо:
"Иногда я вижу по телевизору репортажи о церемониях открытия туннелей и мостов. И всегда наблюдаю одно и то же: знаменитости и местные политики выстраиваются в ряд, а посредине стоит министр или губернатор. На этом репортаж заканчивается, а потом, когда руководители стройки приходят по утрам в свои кабинеты, их ждут письма с выражением признательности и восхищения.
Те, кто в поте лица трудился с киркой и лопатой, летом изнемогая от зноя, а зимой страдая от ночной сырости, никогда не появляются на экране. Вся слава достается тем, кто не уронил и капли пота со своего чела.     
Я хотел бы навсегда сохранить способность видеть лица, остающиеся за кадром, - лица тех, кто не ищет известности или славы, кто неприметно делает работу, которую определила им судьба.
Я боюсь утратить эту способность, потому что самые важные строители здания нашего бытия - те, кто создает и нас самих, никогда не показывают своих лиц".

10. Звёздные войны (1977-2005, режиссер и автор сценария - Джордж Лукас).
Не побоюсь назвать эту фантастическую сагу самым культовым шедевром всего мирового кинематографа. Вначале была трилогия, затем добавились "приквелы", а с 2015 года планируются "сиквелы". Невозможно не упомянуть про влияние данного фильма на уровень развития киноиндустрии, про то, что первый фильм (1977) не только получил номинации "Оскар", связанные с художественной постановкой, эффектами, звуком и дизайном, но и задал определенную планку для данного жанра, наверное, на целое десятилетие.  Но как вы уже догадались  для нашего рейтинга - это всё не имеет никакого значения. Нас интересуют только ценности, которым учит зрителей фильм. 
В "Звездных войнах" все жизненно-необходимые ценности для человека раскрыты, при этом сделано это так ненавязчиво и по-детскому, что  некоторые, даже, не понимают, что им пытаются донести важную информацию. Я приведу, лишь, те из них, которые мне вспомнятся в данное мгновение, так как в последний раз я пересматривал все 6 эпизодов года полтора назад.
- Учение о силе. Сила - это энергетическое поле, создающее всё живое, которое окружает нас, проникает через нас и связывает каждый уголок галактики друг с другом. При определенном духовном развитии человек может контролировать Силу, тем самым управляя некоторыми физическими законами бытия. (Данная идея отображена во всех священных писаниях, которые, в принципе, черпают информацию из первоисточника. Только в них такие люди называются - мессиями, пророками, посвященными, адептами, полубогами, а в "звездных войнах" - это джедаи и ситхи).
- Сила имеет две стороны: светлую и темную. Орден Джедаев учит использовать только Светлую сторону Силы, основанную на самоотречении и альтруизме: стойкость, решимость, смелость (Сила — как метод обороны, Сила — дающая жизнь и созидающая мир, черпаемая в равновесии и спокойствии), а Орден ситхов — Тёмную, основанную на эгоизме и жажде власти. Эту силу питают страх, ненависть, агрессия, коварство. Это Сила, несущая смерть, черпаемая из своих страстей и страхов. (Как говорил Достоевский, душа человека широка, она вмещает в себя как добродетели, так и пороки. Как говорил Булгаков, невозможно представить мира без теней).
- Есть два чувства у человека, которые предопределяют выбор стороны: любовь и страх. Если ты дашь страху шанс поработить твой разум, то непременно окажешься на темной стороне силы. (Страх приведет к темной стороне. Страх рождает гнев; гнев рождает ненависть; ненависть — залог страданий).
- Ложная дорога категоричных суждений. В полной мере данная философия раскрыта в диалоге между Кеноби и Энакином перед их последним сражением:
Дарт Вейдер: Если ты не со мной, значит ты мой враг.
Оби-Ван Кеноби: Только ситхи все возводят в абсолют.
- Терпимость и борьба с внутренним эгом. Сравните две судьбы: путь Энакина Скайуокера и путь Люка Скайуокера. Как отреагировал Энакин, когда узнал о своем назначении в совет джедаев (для его возраста это и так было сверхъестественное событие):
Мэйс Винду: Ты введен в Совет, но мы не даем тебе звание магистра.
Энакин Скайуокер: Что? Да как вы можете? Это возмутительно! Это несправедливо! Как можно быть в составе Совета без звания магистра?!
Энакин проявлял чрезмерное себялюбие и тщеславие с самого начал своего рыцарского пути (Я стану самым могущественным джедаем всех времен! Я даже научусь спасать людей от смерти. Это Оби-Ван виноват. Он мне завидует. И не дает мне воли! ). В отличие о него, Люк Скайуокер был более смиренным и совершенствовал себя, не торопясь и не требуя похвал.
- Мудрость магистра Йоды.
·         Отпустить ты должен скорее всё то, что ты потерять боишься. Боязнь потери к темной стороне привести может.
·         Воистину подобен чуду ум ребенка.
·         Смерть это жизни естественная часть. Радуйся за близких твоих, которые в Силу преобразовались. Не оплакивай их и о них не горюй. Ведь к ревности приводит привязанность, а ревность — ведь это алчности тень.
·         Ваш недостаток веры меня тревожит. 
·         Гнев, страх, агрессия! Это Тёмная сторона Силы. Легко приходят, но тяжела цена за мощь, которую они дают. 
·         Я сказал тебе правду. Правду — если смотреть на неё с определённой точки зрения. Многие из тех истин, которым мы доверяем, являются таковыми лишь тогда, когда мы придерживаемся определённой точки зрения. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий