воскресенье, 21 декабря 2014 г.

Воннегут Курт "Колыбель для кошки"

Самая необычная книга, которую доводилось мне читать. Необычна она в первую очередь своей формой. Главы объемом по странице, изложение от первого лица (писатель,который собирает материал для своей книги), рассуждение о выдуманной религии «боконизме». Что там говорить, даже, диалоги героев этой повести необычные, вот к примеру:

– Знаете что, – сказал я ему, – по-моему, у вас есть больше оснований веселиться, чем у кого бы то ни было, вы столько добра делаете.
– Знаете, а у меня когда-то была своя яхта.
– При чем тут это?
– У владельца яхты тоже больше оснований веселиться, чем у многих других.
– Кто же лечит «Папу», если не вы? – спросил я.
– Один из моих врачей, некий доктор Шлихтер фон Кенигсвальд.
– Немец?
– Вроде того. Он четырнадцать лет служил в эсэсовских частях. Шесть лет он был лагерным врачом в Освенциме.
– Искупает, что ли, свою вину в Обители Надежды и Милосердия?
– Да, – сказал Касл. – И делает большие успехи, спасает жизнь направо и налево.
– Молодец.
– Да, – сказал Касл. – Если он будет продолжать такими темпами, то число спасенных им людей сравняется с числом убитых им же примерно к три тысячи десятому году.

С одной стороны, не могу сказать, что мне сильно понравилась книга, а с другой – было интересно дочитать ее до конца.
С самых первых своих страниц книга дышит на нас цинизмом и философией абсурда (по отношению к жизни). Читая ее, невольно думаешь о том, насколько ничтожен человек и какое бессмысленное существование он ведет
Главный герой повести – писатель, который хочет написать книгу об ученом, создавшем атомную бомбу. И по его задумке – это должна быть не столько автобиографическая книга, сколько рассказ о том, что переживал этот человек в тот день, когда его «детище» скинули на Хиросиму. О том, каких нравственных качеств был этот человек и как он относился к своей семье. Для реализации своего замысла, писатель разыскивает родственников и близких друзей ученого, и в беседах с ними раскрывается весь абсурдность не только нашего представления о жизни, боге, но и абсурдность наших догадок и наблюдений по отношению к другим людям.
Красной линией через всю повесть протянута идея о «религиях», как лжи, которая необходима людям для того, чтоб попытаться придать какой-то смысл бессмысленному бытию. Даже, у той выдуманной религии в книге под названием «боконизм» одним из основных постулатов является следующий: «все истины – это ложь».
Важничает карлик.
Он выше всех людей.
Не мешает малый рост
Величию идей.

Книга заканчивается глобальной всепланетной катастрофой, произошедшей по вине детей этого ученого, которые безрассудно воспользовались другим его изобретением (кристалл, который всю жидкость, с которой соприкасался превращал в лёд). Выжило несколько человек, в том числе святой-шарлатан, который создал религию «боканизм». Книга завершается вот такими его словами:

«Будь я помоложе, я написал бы историю человеческой глупости, взобрался бы на гору Маккэйб и лег на спину, подложив под голову эту рукопись. И я взял бы с земли сине-белую отраву, превращающую людей в статуи. И я стал бы статуей, и лежал бы на спине, жутко скаля зубы и показывая длинный нос – САМИ ЗНАЕТЕ КОМУ!»

Комментариев нет:

Отправить комментарий