суббота, 20 октября 2012 г.

Консуэло



На днях прочел роман «Консуэло» французской писательницы Жорж Санд. Буду откровенен, я испытал невероятное чувство восторга, которое преобразилось в небесную симфонию, долгое время звучавшую в моем сердце. Так искусно изобразить борьбу добродетели и порока в человеческом сердце, при этом, не углубляясь в монотонное философствование, а создав пышную и интригующую разветвленность сюжета, не каждому под силу. Но уроженка Парижа, настоящее имя которой Аврора, написала великолепное произведение, в котором поднимаются фундаментальные вопросы человеческого бытия. Я удивлен, мягко говоря, почему данная книга не входила в ту школьную программу, по которой мне довелось учиться, но с другой стороны я рад, что именно на данном этапе своей жизни прочитал этот роман. Видимо то провидение, о котором так часто упоминается в книге, на самом деле заботится о нас, друзья, если наши помыслы чисты и добры.
Для меня сюжет романа был разделен на три основных действия: 1) Венецианская история любви и предательства, 2) Духовная борьба в замке Исполинов и 3) Дорога в Вену.
В первой части романа мы знакомимся с чудесной девочкой, которая, несмотря на свое бедное существование, излучает любовь и радость ко всему миру, окружающему ее. Мы следим за тем, как эта девочка растёт и превращается в прекрасную личность, в служительницу высокому и настоящему искусству, а не в служительницу придворных игр и сплетен, устраиваемых ради золотых монет. Ее доброта и духовная чистота, скромность и простота, наивность и вера в справедливость, храбрость и воля, трудолюбие, не расслабляемое наличием таланта, подкупают нас своей искренностью. Мы так же, как и все герои романа, влюбляемся в Консуэло и восхищаемся ее добродетелями, которые раскрываются в каждом ее поступке, даже самом обыденном и незначительном. Когда же она становится примадонной Венецианского театра графа Дзустиньяни, мы радуемся ее успеху, мы приклоняемся пред ее гением. Но как же коротки эти счастливые минуты. Бедная Консуэло не только переживает смерть матери и предательство возлюбленного, но и узнает каким коварным и жестоким на самом деле является общество. Ей приходится бежать из Венеции. На фоне подлого и тщеславного Андзолетто, похотливого и хитрого графа Дзустиньяни, завистливой и развращенной Кориллы, глупых и злословящих вельмож, Консуэло сверкает как бриллиант среди груды серых камней.
Если в Венецианской истории романа борьба между добродетелью и пороком изображается на фоне общественной жизни, в оперных залах и на торжественных приемах аристократов, то во второй части сюжета судьба переносит Консуэло в загородное поместье Рудольштадтов, где она становится участницей духовных терзаний графа Альберта. Храбрая и готовая к самопожертвованию девушка бросается в темное подземелье для того, чтобы вызволить графа Альберта из его аскетичной кельи. В длинных и разумных диалогах между графом и «простой цыганочкой», поднимается довольно  смелая тема (по тем временам, так как действие книги происходит в конце 50-х годов 18 столетия; сама же книга была издана в 1843 году) о существенной разнице между истинной верой в Бога и церковью, как институтом власти Божьей. Писательница обличает лукавость верующего общества и церковных служителей. Особенно ярко эта лукавость показана на примере канониcсы  Венцеславской и ее придворного капеллана, когда люди посещают храмы Божьи, соблюдают формальные обряды и философствуют об истине религии, но при всем этом способны лгать, презирать, оберегать свои титулы и состояния. Высокодуховный образ  графа Альберта настолько же индивидуален и исключителен, как и образ Консуэло.
Заключительное действо романа происходит после того, как Консуэло сбегает из замка Исполинов. Она пешком отправляется в австрийскую Вену, без охраны, без особых запасов еды и денег, чтобы разыскать своего учителя Порпору. Но проведение ей посылает на помощь славного мальчишку Иосифа Гайдна, путешествующего таким же образом, как и наша Консуэло (пешим ходом, без гроша за душой). Для того чтоб обезопасить честь девушки от случайных посягательств, так как на пути могут повстречаться и разбойники, и солдаты, и контрабандисты, Иосиф переодевает Консуэло в мальчика. Они вместе, словно два бродячих музыканта, отправляются через леса, реки и горы к Вене. Не буду рассказывать о том, какие приключения выпадают на их голову, но скажу, что развитие сюжета в третьей части романа самое динамичное и захватывающее.  Более того, лично для меня диалоги Иосифа и Консуэло  были наиболее ценны, так как в них раскрывались такие темы, как страсть к искусству, влияние искусства на людей, душа вкладываемая творцом в свое творение.
Я всем настоятельно рекомендую прочитать этот роман, несмотря на то, что его объем составляет семьсот пятьдесят страниц. Он не относится к разряду той классической литературы, которая читается тяжело и нудно.  Он великолепен, его сюжет –  непредсказуем и динамичен, образы героев – ослепительно яркие. Написан роман изящным литературным языком.
P.S. Иосиф Гайдн – австрийский композитор XVIII столетия, один из основоположников симфонической музыки. Рекомендую послушать его симфонию № 45 и ораторию "Сотворение мира».

Комментариев нет:

Отправить комментарий