суббота, 16 ноября 2013 г.

Напоследок о Толстом

Пришло время подытожить тот процесс изучения жизни и творчества Толстого, которым мы с вами занимались на протяжении 3 месяцев. Думаю, что я посветил великому литератору достаточное количество внимания на этом блоге. Постараюсь быть кратким, но, в то же время, искренним и справедливым.
50 лет своей жизни Толстой провел «в миру», не стесняясь потакать своим желаниям и страстям. При этом его насыщенной жизни можно только завидовать. Сначала светские посиделки, балы и театры. Затем кружок литераторов (с творческим кутежом) в Петербурге. Для контраста Толстой пожил несколько месяцев в Пятигорске в маленькой хижине, где основным времяпрепровождением – была охота. Потом Кавказ с его фантастическими пейзажами. Далее Крымская война, на которой ему удалось заслужить орден за мужество. За этим следовали три года путешествий по Европе. По возращению в Ясную поляну, у него случилось несколько романов с простыми крестьянками. Далее он попробовал себя в педагогической деятельности, основав в своем имении школу для детей крепостных. Потом женитьба и семья. Испытал себя также Лев Николаевич и в общественно-политической деятельности, поработав недолгое время мировым посредником в суде.
У Толстого была яркая и бурная жизнь: он уже в молодом возрасте умело пользовался славой выдающегося литератора, он кутил и принимал участие в военных сражениях, ему доводилось биться на дуэли, он путешествовал по Европе, он влюблялся. Таким образом, он испытал всю палитру эмоций и страстей.
Когда же физическое тело начало подавать первые признаки износа, Толстой серьезно задался тем вопросом, на который раньше он не хотел обращать внимания. Детальное описание своего процесса перерождения (причины, ход мыслей, последствия) Толстой описывает в «Исповеди».
Надо отдать должное Льву Николаевичу в том, что он не просто создал свою систему философствования, но и сумел привести к ней свой образ жизни. То есть, он сумел соответствовать поступками своей идейной теории (Толстой работал на поле вместе с крестьянами, он раздавал деньги нищим, он отказался от прав на часть своих книг, если бы не угрозы жены, он бы отказался в пользу нуждающихся от всего своего капитала). Ведь, это очень тяжело на самом деле. Например, некоторые философы писали об абсурдности жизни, но никто из них, тем не менее, не реализовал свои идеи в реальности. Одно дело, понять, а другое - принять идеи всем своим сознанием, и жить в соответствии с ними. И Толстой принял свою идею Божьей воли в пятьдесят и прожил с ней еще тридцать два года.
Если говорить о творчестве литератора, то мне больше по душе его посткризисный период, несмотря на то, что в плане формы (стиль, сюжет, свежесть и колоритность образов) он значительно уступает докризисному творчеству. Однако, я склонен понимать цель искусства также, как его трактовал Толстой после пятидесяти, а посему отдаю предпочтение его поздним работам.

В общем, как по мне, Лев Николаевич имел великолепно сбалансированную жизнь, в которой было всё. Помимо этого всего, граф Толстой еще и оставил после себя ценнейшее литературное наследие, которое заставляет переживать, думать и совершенствоваться миллионы людей. И мы - не исключение...

Комментариев нет:

Отправить комментарий