понедельник, 26 ноября 2012 г.

«ВАСЯ. ЖИВИ ВМЕСТЕ С ЖИЗНЬЮ: НЕ СПЕШИ – БЕДУ ДОГОНИШЬ, И НЕ ОТСТАВАЙ – БЕДА ДОГОНИТ».



Мне хотелось бы привести отрывок из интервью Василия Ливанова, которое он дал корреспонденту «Аргументов и Фактов».
- Однажды вы сказали, что нынешняя культура «заискивает перед хамом» (Андрей Володин, корреспондент «АиФ»)…
- Точнее, перед деньгами. Если обществом правят деньги, а не совесть и мораль, то востребовано только одно искусство – «для толпы». Конферансье Максим Галкин – одаренный, но не более чем конферансье. Однако он зарабатывает миллионы и сказочно богат в сравнении с настоящими артистами. Почему? Он дает публике развлекуху – сплошное «гы-гы-гы», а она, на удивление, большего и не требует. У общества сбит нравственный прицел. Но народ надо подтягивать, задавать ему ориентиры.
- Деньги были ценностью всегда.
- Но никогда еще они не заменяли нам всё доброе, разумное и вечное! Разве это не противоестественно? Вспомните меценатов прошлого. Третьяков создал художественную галерею, Мамонтов поддерживал Репина, Васнецова, Врубеля, Шаляпина.  Морозов дал деньги на Московский Художественный театр. Для кого они всё это делали? Для себя? Для пиара? Для монархов? Нет, для народа. А кто из наших олигархов построил национальный театр или галерею? Абрамович? Фридман? Или, может быть, Прохоров? Нет, там другие задачи. Сначала набрать денег, потом ещё и власть получить. А что дать?.. Благотворительность из этих людей надо выбивать. Их интересуют только деньги. Хотя тысячелетиями установлено: богатый человек не обязательно счастлив…
- В вашей повести «Мой любимый клоун» есть стихи: «Наш папа академик, / Он труженик пера, / А нам же, кроме денег, / Не нужно ни черта…» Написано в 1979-м, а будто бы сегодня…
- и о нынешнем «искусстве». В работах многих кинорежиссеров только и есть, что угождение представлению Запада о нас. Это пошло ещё с «Андрея Рублёва» Тарковского. Да, мол, мы все дикие и страшные. Но у нас на куче гавна расцветают голубые цветы… В профессионально сделанном фильме Андрея Звягинцева «Елена» мать семейства – убийца. Она убивает ради денег, просто, буднично, а жизнь вокруг идёт, как будто бы так и надо, и всё хорошо. Мол, вы правы, товарищи западные люди. Мы – звери. Мы продаём им их представление о нас, и они с удовольствием его покупают.
- На самом деле мы не такие?
- Если бы мы были такие, то не пережили бы всех войн и страданий, выпавших на долю народа. В 1815-м мы дошли до Парижа. И что? Мы сожгли Лувр, разрушили Версаль? Если бы мы были зверьём, то в 1945-м после Гитлера не оставили бы в живых ни одного немца. Мстили бы до конца… Это живет в душе народа: у нас есть жалость к побеждённым. Мы страшны в драке, но когда победим, то помним о милосердии.
- Есть мнение, что «костёр догорает»: раньше в нашей культуре всё пылало ярко, свет этот озарял жизнь страны. А сейчас, мол, всё разворошили, дров нет, остались одни угольки…
- Так говорит тот, кто не верит в свой народ. Может, у кого-то в душе и «догорает костёр» - человек уже в 30 лет может быть стариком. Но это значит, он сам такой, он боится жизни. И меряет по себе всю страну.

Василий Ливанов родился в 1935 году в Москве. Киноактёр, сценарист, писатель, режиссёр, мультипликатор. Снялся почти в 50 кинофильмах, озвучил 300 мульт-персонажей, в том числе Карлсона и Крокодила Гену. Народный артист РСФСР.
В 2006 королева Елизавета II наградила его орденом Британской империи как одного из лучших актёров, воплотивших образ гениального сыщика Шерлока Холмса, - подчеркнув при этом, что «русский Холмс» на экране – один из самых достоверных. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий