Зиновий Захарович Розенбаум,
родом из убогого Брест-Литовска, таки прорвался сквозь черту оседлости, удачно
женившись на столичной красавице Анне Борисовне Каплан, уроженке
Санкт-Петербурга. Зиновий Захарович много и упорно трудился в фармацевтическом
бизнесе и в 1912 году стал собственником перспективной аптеки на Знаменской
площади, что на Невском проспекте. В
этой замечательной семье и появилась на свет 20 января 1905 года будущая
величайшая американская писательница Айн Рэнд.
Родители очень гордились
одаренной дочерью, уже в 4 года она умела читать и писать, а в 9 лет поняла,
что хочет стать писательницей. Что ни говори, а «урожденный гений», который
делает человека яркой личностью, созревает в детстве. Алиса фантазировала,
писала небольшие рассказы, придумывала свой личный иллюзорный мир.
Февральскую революцию Алиса
приняла достаточно благожелательно. А вот октябрьскую, по собственному
признанию, не приняла. Сложно говорить об осознанном восприятии
действительности двенадцатилетним подростком, хотя объективные предпосылки для
вышеозначенной оценки были: в Феврале довольно абстрактно лишили привилегий
царя, а в Октябре вполне конкретно у Зиновия Захаровича отобрали аптеку – как
говорится, две большие разницы. После конфискации Розенбаумы подались в бега,
стоит ли удивляться, что дискомфорт кочевой жизни оставил неизгладимый
отпечаток на политических воззрениях юной Алисы?
Осенью 1918 года Зиновий
Захарович понял, что аптеку вернуть не получится, махнул рукой и вывез семью на
Украину. Еще через полгода Розенбаумы подались в Крым, в Евпаторию, где Алиса,
внутренне негодуя на советскую власть за отчуждение семейной собственности, безмятежно
довершала среднее образование в евпаторийской школе. Спустя четыре года семья
вновь перебралась в Северную столицу. 2 октября 1921 года Алиса поступила в
Петроградский университет по специальности «социальная педагогика» на
трёхлетний курс, объединяющий историю, филологию и право. В годы учёбы
познакомилась с идеями Фридриха Ницше, оказавшими на неё большое влияние.
Закончила университет весной 1924 года. Некоторые источники ошибочно
утверждают, что она была исключена из университета из-за «буржуазного
происхождения». В 1925 году в серии «Популярная кино-библиотечка» отдельной
книгой вышла первая печатная работа Алисы Розенбаум «Пола Негри» — очерк
творчества популярной киноактрисы.
С одной стороны юная студентка
ПГУ ненавидела большевиков за их низкое безродное происхождение, за преклонение
перед тупыми народными массами и презрение к человеческой личности, но с другой
стороны, она тайно испытывала восхищение перед замашками революционных героев,
особенно рельефно проявившимися в “подвигах” доблестного ЧК.
Эти переживания почти буквально
легли в основу первого романа Рэнд «Мы — живые»: любовного треугольника юной
дворянки Киры Аргуновой, Льва Коваленского, сына расстрелянного царского
адмирала, и Андрея Таганова, следователю ГПУ.
После окончания факультета социальной педагогики
Алиса Розенбаум поступила на сценарные курсы при Институте театра, музыки и
кинематографии и одновременно глубоко
задумалась об отъезде. В 1926 году она
подала документы на выездную визу, и ей повезло. Сама же Алиса свои подлинные
намерения держала в строжайшем секрете: визу ей дали не для смены ПМЖ, а лишь
для краткосрочной поездки с целью навестить родственников по материнской линии
– Портных.
Всю американскую жизнь Айн Рэнд
тщательно загоняла в подсознание обратную сторону своей дихотомии —
восторженное поклонение перед необузданной брутальностью большевизма. При этом
она всячески подчеркивала свое
категорическое неприятие большевистского коллективизма и небрежения
правами личности. В этом, кстати, кроется причина, по которой имя Айн Рэнд
всегда находилось под строжайшим запретом в Советском Союзе.
Айн Рэнд в стране чудес
Ее влюбленность в Америку
началась, когда она смотрела американское кино в ленинградском
фотокинотехникуме. Реальность ее не разочаровала, но, попав в 1926 году в
Нью-Йорк, она не столько открывала Америку, сколько мысленно создавала утопию,
которую можно было бы назвать «анти-СССР». Ее черно-белая модель мира получила,
наконец, законченность: мир зла и мир добра.
«Когда в возрасте двенадцати лет,
— писала она позднее, — во время русской революции, я впервые услышала
коммунистический принцип, по которому человек должен жить во имя государства, я
поняла, что вся суть именно в этом, что этот принцип есть зло и что он не может
привести ни к чему, кроме зла — независимо от методов, деталей, декретов,
постановлений, обещаний и ханжеских общих слов».
«Тогда Америка казалась мне самой
свободной страной в мире, страной индивидуальностей».
Между тем, задача была не из
легких: валюты в кармане – с гулькин нос, знание языка – ноль (до конца жизни
Айн Рэнд говорила по-английски с жутким акцентом), виза всего на полгода. Алиса
решила: если не удастся зацепиться, она уедет в Мексику или Канаду, где будет
терпеливо дожидаться своего часа. Наивный совет Портных — плюнуть на формальности и жить себе
спокойно без визы, как поступают остальные – Алиса отвергла с негодованием и
отнюдь не романтическим прагматизмом: «Я не собираюсь жить в Америке
нелегально. Когда-нибудь я стану знаменитой, и это сразу же обнаружится». Как
большинство эмигрантов из Советской России, она примкнула к самому правому
крылу американской политики.
Русская иммигрантка выбрала себе
имя Айн, как укороченное от ее настоящего имени Алиса, и проявила свои
творческие способности, выбрав в качестве фамилии название марки своей печатной
машинки «Ремингтон Рэнд».
В 1927 году студия, в которой
работала Айн Рэнд, закрылась и до 1932 года она перебивалась на разных
временных работах: официанткой, продавщицей газетных подписок, а затем
костюмершей на студии RKO Radio Pictures. В 1932 году ей удалось продать
кинокомпании Universal Studios сценарий «Красной пешки» за 1500 долларов, что
на тот момент было очень большой суммой. Эти деньги позволили ей оставить
работу и сосредоточиться на литературной деятельности.
Айн Рэнд написала свою первую
пьесу «Чердачные легенды» в 1933 году. В следующем году она была поставлена на
Бродвее, где продержалась недолго. Это побудило Рэнд взяться за написание
своего первого романа «Мы — живые», опубликованного Макмилланом в 1936 году. Это
была ее первая работа, осуждающая тоталитаристское государство и тех, кто
пожертвовал бы собой во имя этого государства. Позже Рэнд погрузилась в свой
первый великий роман «Источник», который она писала в течение четырех лет.
Говард Рорк, главный герой книги, стал средством для выражения философской
доктрины Рэнд. Рорк стал ее первым героем, представлявшим идеального мужчину.
«Источник» был опубликован в 1943 году.
За следующие десять лет «Источник» был продан в количестве четырех
миллионов экземпляров и стал классической культовой книгой. По этой книге был
сделан фильм в 1949 году в Голливуде с Гарри Купером в главной роли – он сыграл
Говарда Рорка. Рэнд была убеждена, что мир живет по законам племени, которые
неизбежно превратили бы человека в посредственное животное, ведомое альтруизмом
и гедонизмом. Эта первая значительная работа была направлена против
распространяющегося коммунизма как смертельного врага творческой и новаторской
личности.
Кто такой Джон Голт?
Ее идеальный герой может
полностью реализовать себя только в свободной стране. Герои книги «Мы – живые»
жили, страдали и любили в несвободном государстве. В романе «Источник» раскрыта
проблема «вторичных людей», то есть большинства, которое обязано своим
существованием «первичным людям» – интеллектуалам, так как могут жить только за
счет их интеллекта. Вот этих «первичных» человечество обязано беречь и ценить.
А что может произойти, если «вторичные», как это часто и происходит, не
выполняют этой «обязанности», можно увидеть в «Атлант расправил плечи», в
действии которого лучшая часть человечества объявляет забастовку. Таким
образом, роман является следствием проблемы, которая поставлена в «Источнике».
Рэнд восхваляет лучшие качества
человека – разум, независимость и чувство собственного достоинства. «Атлант»
воплотил в себе все важные положения «философии объективизма», основанной на
принципах индивидуализма, разумного эгоизма и разума, являющейся интеллектуальным
обоснованием капитализма в противовес социализму. Рэнд считала единственной
правомерной функцией государства защиту прав человека и его собственности.
Рэнд написала первую строку
«Атлант расправил плечи» в 1946 году, это была фраза «Кто такой Джон Голт?», и
потом потратила двенадцать лет, пытаясь ответить па этот вопрос в философском
диалоге. Чтобы написать знаменитую речь Джона Голта по радио, потребовалось два
года. Героем книги было «человеческое сознание», которое высвечивалось через
главного героя Джона Голта, фактически являвшегося трансформированным «вторым
я» Рэнд.
Книга «Атлант расправил плечи» –
это не столько роман, сколько эпический миф, который объясняет философские
ошибки коллективистских обществ. Джон Голт выражает дух предпринимательства
всего человечества, что наиболее ярко высказано в его знаменитой фразе:
«Я никогда не буду жить ради
другого человека и никогда не попрошу другого человека жить ради меня»
После выхода в свет «Атланта» Айн
Рэнд провела остаток жизни, проповедуя объективизм – основанное ею философское
течение «рационального эгоизма». С конца пятидесятых годов Айн Рэнд в плотную
занялась философией, выпуская в различные годы такие свои книги как:
«Капитализм: неизвестный идеал», «Для нового интеллектуала», «Введение в
философию познания объективизма», «Новые левые: антииндустриальная революция»,
«Философия: кому она необходима», «Добродетель эгоизма», влияние которых
Америка ощущает и сегодня.
За год до смерти Айн Рэнд
выступила с речью на ежегодной конференции в Новом Орлеане, организованной
Джеймсом Бланшаром, председателем Национального комитета за денежную реформу.
Четыре тысячи видных предпринимателей, банкиров, финансовых консультантов,
инвесторов, экономистов, управляющих паевыми фондами и фабрикантов, затаив дыхание,
внимали каждому слову своего кумира. Айн Рэнд завершила выступление словами
Джона Голта, героя романа «Атлант расправил плечи»:
«…Мир, которого ты так желаешь,
может быть завоеван, он существует, он реален, он возможен, он твой. Но для
того, чтобы его завоевать, требуется полная концентрация, полный разрыв с миром
твоего прошлого, разрыв с доктриной о том, что человек — это жертвенное
животное, которое существует для удовольствия окружающих. Сражайся за
самоценность собственной личности. Сражайся за собственную гордость. Сражайся
за сущность человека: его суверенное рациональное сознание…»
Айн Рэнд сама признавала, что
развить ее философские положения невозможно за жизнь одного поколения людей.
Вместе с тем, как признают многие американские критики, Айн Рэнд была и
остается по существу русским мыслителем. Как и большинство оригинальных
мыслителей России, она была художником слова, общественным критиком, философом
вне рамок любых известных школ, человеком, идеи которого всегда были направлены
против традиционных антиномий западной мысли.
Она умерла 6 марта 1982 года в
Нью-Йорке. Айн Рэнд вошла в историю не только как великий писатель, но и как
одна из немногих женщин, нашедших в себе достаточно смелости, чтобы попытаться
изменить мир, в котором жила.
Люди, знакомые с творчеством Айн
Рэнд, относятся к ней обычно противоположно, в зависимости от собственных
политико-экономических воззрений. Для либералов и сторонников свободного рынка
она – пророк и выдающийся мыслитель. Для сторонников социализма и иных теорий,
ставящих приоритет групповых интересов над индивидом, Айн Рэнд —
"отмороженная либертарианка”. В любом случае с идеями и творчеством Айн
Рэнд желательно быть знакомым каждому — помимо интересного взгляда на многие
явления социума, это очень хорошая «прививка» от разного рода ультралевацких
заблуждений.
ИСПОЛЬЗОВАН МАТЕРИАЛ ВСЕВОЛОДА ЖАРКОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий