«Крест — это символ пытки. Я предпочитаю знак доллара — символ
свободной торговли и свободного разума»
Айн Рэнд
Несколько лет назад мне довелось прочитать трилогию
«Атлант расправил плечи» американской писательницы Айн Ренд. Это произведение
серьезно повлияло на мое мировоззрение и подход к оценке общественного уклада.
Однако, «Атланту» я до конца так и не смог поверить, осталось впечатление, что
писательница для доказательства правоты собственных жизненных принципов и
идеалов «преувеличила до невозможного» качества и способности своих героев.
Только по отношению к положительным героям (эгоистам-капиталистам) она применила
такую же положительную «гиперболу», сделав из них идеальных, волевых,
талантливых, физически сильных людей, а к отрицательным героям
(альтруистам-социалистам) – негативную, обезобразив их облик, как моральный,
так и физический. Все это на фоне экономических и политических потрясений уж
выглядело как-то «по-рекламному». Будто к предвыборной кампании книга писалась.
Не поймите меня не верно, роман я читал с огромнейшим интересом и буквально за
пару дней прочитывал книжку, однако, поверить в пропагандируемые идеалы не мог.
И вот в мое поле зрения в прошлом месяце попал роман
«Источник», о котором я услышал массу одобрительных отзывов. Я прочел данную
книгу на одном дыхании, несмотря на то, что она внушительных размеров, да и
глубина проделанной работы поражает. Такие произведения пишутся на протяжении
нескольких лет. Основная идея книги, такая же, как в «Атланте»: эгоизм – это
врожденное качество человека, от которого невозможно избавиться. Правильный
эгоизм – это двигатель прогресса и созидатель всех благ, которыми владеет человечество.
Детально мы разберем философию романа в следующих статьях. Сейчас же скажу, что
прочитав роман «Источник» – я поверил в эту основную идею, которая
пропагандируется писательницей. В романе нет политики и экономики, все крутится
вокруг личного выбора и человеческих отношений. И в процессе этих отношений и
личного выбора мы понимаем, что за маской «альтруизма и добродетели» скрывается
еще более порочный эгоизм и самообман!
Давайте начнем с истории создания «Источника».
Роман писался в течение четырех лет. Приступая к
работе над романом, сюжет и герои которого были связаны с незнакомой ей
профессиональной сферой, Рэнд прочитала множество книг об архитектуре и
биографий архитекторов. Когда закончились деньги, полученные в качестве
гонораров за предыдущие работы, Рэнд пришлось подрабатывать
рецензентом-фрилансером, оценивая и отбирая сценарии для киностудий. У нее
оставалось меньше времени на написание романа, однако, такой поворот событий
познакомил ее Ричардом Миландом (сценарист), который свел Рэнд со своими
знакомыми в издательской сфере, в частности в Bobbs-Merrill Company. Редактору
Арчибальду Огдену, недавно начавшему работать в Bobbs-Merrill, роман
понравился. Однако мнения двух штатных рецензентов разошлись. Один считал, что
это великая книга, которую не удастся продать, другой полагал, что это
макулатура, но будет хорошо продаваться. Начальник Огдена, президент
издательства Д. Л. Чамберс, принял решение отклонить книгу. Огден в ответ
написал в головной офис: «Если это неподходящая для вас книга, то я
неподходящий для вас редактор». Проявленное Огденом упорство привело к тому,
что в декабре 1941 года контракт с Айн Рэнд был подписан. Двенадцать других
издательств «Источник» отклонили.
«Источник» был опубликован в мае 1943 года. Сначала
книга продавалась плохо, но благодаря народной молве в итоге попала в списки
бестселлеров. В августе 1945 года, через два года после выхода в свет, роман
занял шестую строчку списка бестселлеров The New York Times.
За десять лет «Источник» был продан в количестве четырех
миллионов экземпляров и стал классической культовой книгой. По этой книге был
сделан фильм в 1949 году в Голливуде с Гарри Купером в главной роли – он сыграл
Говарда Рорка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий