Непрерывность индивидуального бытия - это очень и очень
тонкое понятие. Реинкарнация может быть безудержным, неистовым смерчем, в
котором мы кружимся, подобно осенним листьям, не зная, где нам суждено упасть.
Наванг Гехлек
Книгу «Правильная жизнь, правильная
смерть» я купил еще лет восемь тому назад в одном «буддистском» магазинчике,
где можно было найти множество атрибутов восточной культуры, начиная от
аромамасел и заканчивая китайскими рубахами, пестрящими своими богатыми
узорами. Тогда я покупал ее просто из интереса, мне хотелось узнать
культурные различия (в первую очередь,
религиозно-духовные) между нашими народами; и мое прочтение, соответственно, не
включало в себя осмысленного внутреннего анализа.
В начале этого года книжка Наванга
Гехлека волею провидения вновь попала в мои руки, и я повторно ее прочел. Но это
уже было совсем другое чтение. Во-первых, потому что мое состояние сознания в
последнее время немного стало раздраженным и потеряло некую уверенность в
закономерности определенных процессов бытия. Таким образом, я пытался
разобраться в своих эмоциях и вернуть себе внутреннюю гармонию. Во-вторых, учение,
описанное в книге, добавляло мне
уверенности в необходимости духовной практики для достижения чистоты
разума (работа с мыслями, другими словами – медитация).
Буддизм – одна из трех мировых
религий, конечно же, имеющая наименьшее число последователей, в сравнении с
христианством и исламом. Кстати, среди всех религий мира (в том числе, учитывая
национальные) буддизм занимает четвертое место по количеству последователей,
уступая бронзовый пьедестал еще и индуизму. Но среди этих распространенных
религий, буддизм наиболее сильно отличается от своих «конкурентов», в первую
очередь, тем, что не несет в себе понятие единого Бога (как прочие религии), буддизм говорит об «абстрактном идеале». Именно это отличие больше приравнивает буддизм к философскому учению,
и придает ему научный фундамент. Сама идея реинкарнации – она очень тесно
связана с научными исследованиями генетиков. При этом в большей степени с
областью, которая не до конца исследована, а именно – генетическая память.
Кроме того, медитативные практики работы с эмоциями и мыслями – это психология
в чистом виде.
Поэтому не удивительно, что число
последователей этой религии в современном мире увеличивается самыми быстрыми
темпами. Современному человеку нужно разумное обоснование религии, а не слепая
вера в «смешные ритуалы».
Цитаты из книги:
Плохие эмоции - привязанность, гнев, ненависть и зависть
- есть первопричина, удерживающая нас в круговороте рождений и смертей. За
плохими эмоциями следуют плохие поступки, плохие поступки порождают плохую
карму, а плохая карма приносит плохие кармические последствия.
Тело состоит из четырех элементов: земли, воды, огня и
воздуха. Мышцы, кости и нервы относятся к земле. Жидкости в теле - это вода.
Тепло, помогающее пищеварению и другим процессам, - огонь. А дыхание и
кровообращение - воздух. Когда эти четыре элемента уравновешены, нас не
беспокоят недомогания, и мы говорим, что мы здоровы. Когда же равновесие
нарушено и один элемент становится слабее других, мы чувствуем в теле
неудобство и боль, и это может отражаться на состоянии духа.
Гнев - это состояние
ума, в котором мы хотим причинять вред и наносить обиды. Терпение - это
состояние ума, в котором мы удерживаемся от того, чтобы причинять вред и
наносить обиды. С гневом тяжелей всего совладать, терпение тяжелей всего
развить. Но только терпение может победить гнев.
Называя терпение
противоядием от гнева, Будда имел в виду то, что создает хорошую карму.
Истинное терпение, о котором он говорил, предполагает стремление не причинять
вреда и заботу о себе и ближних. Такое терпение есть состояние ума, в котором
вы не испытываете обиды на людей. Это то, что дает силу, воодушевление,
целеустремленность и сосредоточенность. И оно совсем не похоже на уставшего до
смерти осла, который еле тянет в гору непомерный груз.
Упреки разрушают нашу
целостность. Когда что-то не так и вы не правы, не упрекайте себя. Вините
плохие эмоции и их источник.
Привязанность и любовь
идут рука об руку. Их различие едва уловимо. Их грань тонка и почти незаметна.
К любви всегда примешивается привязанность. Поэтому, несмотря на все наши
искренние усилия, любить непросто. Вам будет легко сказать, что вы желаете
добра, но будет сложно признаться в том, что вы стремитесь к контролю. И все же
не отчаивайтесь из-за того, что ваша любовь смешана с привязанностью. С
последней нелегко справиться. Привязанность - это сила, которая затягивает нас
в круговорот рождения и смерти.
Один джентльмен в
Гонконге спросил меня: "Вы говорите не привязываться к хорошим вещам. Но
тогда что мне делать со своим "роллс-ройсом"? Я ответил ему:
"Если вам нравится управлять "роллс-ройсом", - это замечательно.
Но если "роллс-ройс" начинает управлять вами, значит, у вас
неприятности".
Наш истинный враг
находится у нас внутри. Он изнутри уничтожает нашу радость и добродетели. Он
истинный источник наших бед и страданий. Имя ему - эго. Я называю его "Я,
драгоценнейший".
Не следить за своим
умом - все равно что пустить обезьяну в музей без сторожа. Обезьяна возьмет
большую кисть и будет марать картины. Из зависти она замажет их зеленым, из
гнева - красным, из привязанности - синим. В конце концов она превратит все
картины в сплошную мазню. Поэтому необходимо поймать обезьяну и присматривать
за ней. Мы не хотим избавляться от обезьяны своего ума, но и оставлять ее без
надзора нельзя. Если мы будем следить за своим умом и правильно его
воспитывать, от него будет прок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий